На завершившейся на прошлой неделе в Иерусалиме международной школе по изучению Холокоста, проводившейся мемориалом «Яд Вашем», молодой археолог из литовского Каунаса Владимир Орлов представил находки, сделанные им около года назад на территории Седьмого форта. Коллекция состоит из 25 личных вещей, принадлежавших кому-то из четырех тысяч евреев, расстрелянных на территории Седьмого форта в 1941 году.
Летом 1941 года, вскоре после оккупации Литвы, четыре тысячи каунасских евреев были загнаны на территорию форта и там расстреляны. Следует отметить, что акцию осуществляли не немцы, а завербованные ими полицаи из числа местного населения.
«Не все из них были преступниками или отбросами общества. Некоторые были образованными людьми, главами семейств», — рассказал Владимир Орлов.
В советской Литве о трагической истории Седьмого форта старались без надобности не вспоминать. Правду знали лишь немногие, но и те старались помалкивать. Пять лет назад негосударственная организация Литовский центр военной истории выкупила Седьмой форт для создания в нем музейного центра по изучению местного фортификационного искусства. Сотрудники организации начали изучать историю крепости и очень быстро поняли, что во время нацистской оккупации здесь находился концентрационный лагерь.
«Я был уверен, что найти какие-то материальные свидетельства разыгравшейся здесь трагедии невозможно, — отметил Владимир Орлов. —
Мы же поставили перед собой цель найти могилы убитых».
Спустя год поисков они нашли братскую могилу, в которой покоились останки четырех тысяч расстрелянных в Седьмом форте евреев.
Артефакты, обнаруженные Владимиром Орловым и его коллегами, — ювелирные украшения, очки, монеты, перочинные ножи и ножницы — более 70 лет пролежали под слоем грязи. Эти вещи, на некоторых из которых сохранились надписи, стали единственным свидетельством, позволяющим определить их владельцев. Некоторые вещи исследователи нашли в колодце на глубине трех метров, куда их смыли многолетние дожди и снегопады. Поиски затруднялись и тем, что в послевоенные годы место было заасфальтировано и использовалось как мусорная свалка. И хотя было найдено всего 25 предметов, они представляют исключительную ценность, доказывая, истинность произошедшей здесь трагедии. Сегодня, когда в Литве наблюдается рост национализма и военные преступники времен нацистской оккупации становятся национальными героями, это особенно важно.
Во время работы в «Яд Вашеме» Владимиру Орлову удалось установить имена 89 жертв, погибших в Седьмом форте.
«Ситуация при которой убийцы стали частью истории, а имена их жертвы оставались неизвестными, ненормальна, — считает Владимир Орлов. —
Нам удалось установить имена лишь нескольких десятков погибших, но и это лучше, чем ничего».
Д-р Ирит Абрамски, сотрудница музея «Яд Вашем» и уроженка Литвы, рассказала
Haaretz:
«Владимир Орлов открыл то, что ранее было совершенно неизвестно. Важность его открытия, введенного в научный оборот, сложно переоценить».
По мнению Абрамски, важно также, что открытие сделано неевреем:
«Не мы, евреи, рассказали эту историю, а независимый литовский исследователь, который к тому же вскрыл причастность к Холокосту коренного населения».