В конце 60-х годов прошлого века среди американских историков приобрела популярность точка зрения, согласно которой США и лично президент Франклин Делано Рузвельт во время Второй мировой войны фактически проигнорировали трагедию Холокоста, не сделав ничего во имя спасения европейских евреев.
Историки осудили также американских еврейских лидеров того времени, не возвысивших голос во имя спасения своих европейских собратьев, ставших жертвами геноцида. Подобная рефлексия проявила себя вскоре после победы Израиля в Шестидневной войне — тогда лидеры американского еврейства заявили, что «место маленьких и слабых еврейчиков, зависящих от настроения окружающих народов, отныне заняли гордые и сильные еврейские патриоты». Кроме того, концепция, в соответствии с которой европейских евреев можно было спасти, вполне соответствовала знаменитому американскому оптимизму.
Историческая наука в Израиле, как и во всем мире, тесно связана с текущей политической ситуацией, отмечает обозреватель
Haaretz Том Сегев. Предположение о том, что правительство Рузвельта не вмешалось в судьбу европейских евреев отчасти из антисемитских мотивов, использовалось в интересах израильской политики 60-70-х годов. Тедди Коллек, занимавший в начале 60-х пост генерального директора канцелярии премьер-министра (впоследствии многолетний мэр Иерусалима), вспоминает в своих мемуарах, что активно содействовал публикации книги историка Артура Морзе «Почему погибли шесть миллионов. Хроника американской апатии» (
While Six Million Died:
A Chronicle of American Apathy), ставшей первой научной работой, написанной в таком духе.
Историографическую концепцию американского безразличия к судьбам шести миллионов евреев активно используют и современные израильские политики. В своем недавнем выступлении на конференции Американско-Израильского комитета по общественным делам (
AIPAC) Биньямин Нетаниягу не просто так упомянул о том, что Рузвельт отказался бомбить Освенцим — таким образом он намекнул на нежелание Обамы поддерживать израильское правительство в подготовке удара против Ирана.
Ведущий израильский специалист по истории Холокоста профессор Еврейского университета Иегуда Бауэр в 60-х годах считал, что опубликованный в 1942 году лондонский доклад польского правительства в изгнании, посвященный уничтожению евреев Восточной Европы, являлся достаточным доказательством осуществления Холокоста.
Сегодня же 87-летний историк полагает иначе. Он убежден в том, что подлинный масштаб трагедии Холокоста стал известен всему миру лишь после окончания войны. Пока война еще продолжалось, у союзников была возможность спасти максимум несколько тысяч евреев, однако полномасштабный геноцид мог быть остановлен лишь после поражения нацистской Германии.
Сам Бауэр утверждает, что не мог бы называть себя историком и должен был бы уволиться из университета, если бы, вопреки тысячам изученных им документов на 15 языках, продолжал упрямо отстаивать собственную точку зрения полувековой давности. Сегодня Бауэр убежден: никакой возможности спасти миллионы евреев путем переправки их в Палестину или каким-либо еще образом до окончательного поражения нацистов не было.
Обстоятельное изучение вопроса привело историка к убеждению, что никакой возможности уничтожить «индустрию Холокоста» путем, скажем, бомбардировки Освенцима не было. Наоборот, в этом случае как раз погибли бы многие из тех, кто в итоге все-таки дожил до освобождения лагеря. Возможно, полагает Бауэр, был бы определенный смысл в том, чтобы разбомбить железнодорожные пути, ведущие в Освенцим, однако нацисты могли бы их очень быстро восстановить.
Если бы союзники разбомбили газовые камеры, нацисты не затруднились бы взять на вооружение иной способ умерщвления узников. Многие сегодня забывают в этой связи, что лишь около половины жертв Холокоста были умерщвлены в лагерях смерти. Многие погибли при погромах (Яссы, Львов, Едвабне), умерли от голода или болезней в гетто или были расстреляны спецподразделениями СС (айнзацгруппами), подобно евреям Киева в Бабьем Яру.
Следует иметь в виду также то обстоятельство, что в годы Второй мировой войны антисемитизм в США был весьма распространенным явлением (каждый, кто сомневается в этом, может прочитать книгу Артура Миллера «Фокус»). Очень многие американцы выступали против позиции, согласно которой Америка обязана защитить евреев Европы, коль скоро они не являются гражданами США. Сам Бауэр не разделяет этой позиции, однако он пишет: «Вполне резонно было бы спросить, почему американцы вместе со своими британскими союзниками не сделали ничего для спасения двух миллионов индийцев, погибших в 1943 году в Бенгалии от голода, вызванного дефицитом риса?»
В этой связи Бауэр, подобно многим своим коллегам, задает следующий вопрос: «Разве еврейская кровь краснее крови миллионов людей других национальностей, ставших жертвами Второй мировой войны?» Ответ Бауэра заключается в том, что уничтожение евреев было все же уникальным по своей чудовищности преступлением, поскольку нацисты поставили цель полностью уничтожить еврейский народ, то есть осуществляли геноцид.
Бауэр отмечает, что, поскольку он является гражданином Израиля, живет и работает в еврейском государстве, ему, в отличие от его американских еврейских коллег, нет необходимости прибегать к аргументам из истории Холокоста, чтобы доказать собственную преданность идеалам сионизма. Будучи всемирно признанным специалистом по истории Холокоста, лауреатом Государственной премии Израиля, Бауэр может позволить себе немного самоиронии: «В этом споре я играю роль Сатаны», — недавно заявил он.