Если и есть какая-то общая психологическая черта, объединяющая всех евреев без исключения, то таковой, без сомнения, является гордость за выдающихся соплеменников, сочинивших или изобретших что-либо неординарное. Ну, разумеется, всех восхищают гении масштаба Альберта Эйнштейна, подарившего миру теорию относительности. Однако не обойдены вниманием и достижения более скромные. Американский еврей по имени Морри Йохай, например, придумал сырные палочки (Cheez Doodle), ставшие во всем мире популярным снеком.
Многообещающе выглядит в этом аспекте тема «шоколад и евреи», ставшая предметом исследования культуролога Деборы Принц, доказавшей, что между еврейским народом и какао-бобами существуют давние связи. Принц написала об этом целую монографию, получившую название «По шоколадному следу» (On the Chocolate Trial).
Принц обожает шоколад с раннего детства. Оказавшись в Париже и разговорившись с владельцем кондитерской, она услышала, что во Францию шоколад завезли евреи. Удивлению Принц не было предела, и она решила приступить к исследованию столь заинтриговавшего ее вопроса. На протяжении пяти лет Дебора Принц колесила по Мексике, Франции, Бельгии, Швейцарии, Израилю и другим «шоколадным меккам».
Сплетая воедино документальные факты и собственные впечатления, Принц убедительно показывает, что еврейская история начиная с XVI века неотделима от истории шоколадного производства.
Первыми шоколад привезли в Европу из Нового света крещеные испанские и португальские евреи (марраны или конверсос). В силу того, что на Пиренейском полуострове даже крестившиеся евреи подвергались преследованиям, они активно расселялись по всей Европе и Средиземноморью, привозя с собой таинственный напиток ацтеков и майя — шоколад (твердый шоколад появился значительно позднее).
В XVII веке еврейские мастера и торговцы явно доминировали на шоколадном рынке. В 1681 году власти Байонны, города на юго-западе Франции, приняли декрет, ограничивший еврейскую монополию на шоколадном рынке, «дабы на нем могли зарабатывать и христиане». Такая дискриминация привела к тому, что, как установила Принц, спустя ровно два столетия во всей Франции производством шоколада занимались всего два еврея.
В XVIII веке немало тайных криптоевреев проживало в латиноамериканских колониях Испании. Шоколад был столь распространенным напитком в их среде, что вошел даже в иудейский ритуал. Поскольку виноград в тех местах тогда не выращивали, с вином были большие проблемы. «Мексиканские криптоевреи использовали горячий шоколадный напиток вместо вина во время кидуша», — пишет Принц.
К концу XVIII века многие евреи переселились из испанских колоний в Америке в британские. Хотя старейшей шоколадной компанией в США считается Baker’s, основанная в 1780-м, еще ранее появились два сефардских клана, занимавшихся этим бизнесом (Гомесы в Нью-Йорке и Лопесы в Род-Айленде).
История с испанскими марранами, создавшими шоколадный рынок в Северной Америке, чудесным образом повторилась столетия спустя. В начале XX века признанной шоколадной столицей Европы была, конечно, Вена. После насильственного присоединения Австрии к нацистской Германии в 1938 году многие венские евреи, среди которых были и кондитеры, эмигрировали в Америку. В США, в частности, оказался владелец сети кондитерских из Вены Штефан Кляйн. В Америке он создал известную компанию Bartons Candy.
В последние годы внимание потребителей шоколада все более смещается от массовых сортов к элитным брендам. Появляются шоколадные бутики, в которых трудятся шоколатье, предлагающие новые, доселе невиданные сочетания вкусов. Евреи преуспели и здесь. Ведущими американскими шоколатье являются Ларри Злотник, Одед Бреннер и Макс Фихтман. На массовом же рынке все более заметным игроком становится концерн «Штраус-Элит», производящий знаменитые шоколадки «Пара» («Корова»), знакомые, наверное, каждому, кто бывал в Израиле.
Как отмечает обозреватель Forward, Леа Кениг, Дебора Принц произвела масштабное и чрезвычайно увлекательное исследование на столь странную, на первый взгляд, тему. Однако на лаврах она почивать не собирается: недавно стало известно, что Дебора Принц приступила к работе над книгой под названием «Евреи и кофе».