Top.Mail.Ru

Мешхедские евреи: марраны ислама

19.03.2013

19 марта 1839 года — трагическая дата в истории евреев Ирана. В этот день евреи города Мешхед были поставлены перед выбором: обратиться в ислам или умереть. События того времени известны в историографии под термином «аллахдад» (Б-жий суд). 


Смертельному ультиматуму предшествовало нападение разъяренной толпы на еврейский квартал Мешхеда, в результате которого были убиты 36 человек. После этого 2400 мешхедских евреев для вида приняли ислам шиитского толка, но сохранили тайную приверженность иудаизму.

Первые евреи появились в Мешхеде — крупном городе на северо-востоке Ирана — в 1746 году, когда основатель династии Афшаридов Надир-Шах переселил туда 40 еврейских семей из других регионов Персии.

С периода раннего средневековья Мешхед является священным городом шиитов. Там расположен мавзолей имама Резы, который посещают множество паломников. Население города славится особой набожностью, можно даже сказать — фанатичностью. Поэтому местные жители были совсем не рады тому, что в их городе появились иноверцы. Несмотря на это евреи, поселившиеся в изолированном квартале на окраине, занялись торговлей и создали в Мешхеде преуспевающую общину, численность которой за очень короткий период значительно увеличилась.

Поводом для «аллахдада» послужили слухи о том, что евреи в день религиозного праздника насмехаются над исламом. В итоге городские власти разрешили возбужденной фанатиками толпе атаковать еврейский квартал. 36 евреев были убиты в тот день, несколько зданий, в том числе синагога, были разрушены.

После погрома было заявлено, что те евреи, которые остались в живых, должны принять ислам. Еврейская община была вынуждена принять эти требования, поскольку их невыполнение могло привести к новой резне. Обратившиеся были вынуждены на людях соблюдать мусульманские нормы, а некоторые из них даже совершили хадж в Мекку.

Образ жизни мешхедских «новых мусульман» очень напоминал тот, что вели «новые христиане» — евреи Пиренейского полуострова, вынужденные под страхом изгнания отказаться от веры отцов. Своим детям они давали официальн
о мусульманские имена, но в тайне у каждого ребенка было и еврейское имя. Они тайком соблюдали кашрут и открывали в своих домах подпольные синагоги.

Мешхедские «марраны» даже нашли способ избежать смешанных браков в своей среде. Между детьми в самом раннем возрасте устраивалась помолвка. Поэтому в случае, когда кто-то из «истинных мусульман» предлагал еврейской семье породниться, можно было сказать, что ребенок «уже занят».

Многие евреи Мешхеда бежали из Ирана — в основном в Афганистан и Среднюю Азию (Бухарский эмират), где они вернулись к открытому исповеданию иудаизма (поскольку господствующим толком ислама там был суннизм, а ислам шиитского толка считался ересью). Евреи Мешхеда, бежавшие в Среднюю Азию, постепенно слились с бухарскими евреями, хотя и сохранили память о своем происхождении.

После прихода к власти в Иране в 1925 году династии Пехлеви политический режим стал значительно более либеральным. В результате криптоевреи, которые к тому времени еще жили в Мешхеде, смогли открыто вернуться к своей исконной вере. Этот период продолжался до 1946 года, когда в Мешхеде снова вспыхнули антиеврейские беспорядки. После этого евреи начали массово покидать город. Многие из них переселились в Тегеран, где образовали замкнутую общину со своей собственной синагогой.

В настоящее время большинство мешхедских евреев проживают в Израиле, довольно многочисленные общины существуют также в Нью-Йорке (Лонг-Айленд и Квинс) и Лондоне.

Одним из пережитков длительного существования общины в качестве сообщества тайных евреев является сохраняющееся стремление к обособленности, выраженное, в основном, в эндогамии и в содержании собственных синагог.


Роберт Берг

{* *}