Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
29.03.2013
Трехсерийный телефильм о Второй мировой войне Unsere Mütter, unsere Väter («Наши матери, наши отцы»), показанный на прошлой неделе по немецкому телевидению, вызвал оживленную дискуссию по всей Европе. Столь сильная реакция на этот противоречивый мини-сериал свидетельствует о том, что события 70-летней давности по-прежнему волнуют европейцев.
Сериал, время действия которого примерно совпадает с Великой Отечественной войной, заставил многих зрителей задуматься о том, какую роль в событиях тех лет играли рядовые немецкие граждане. В центре внимания — самоубийственное стремление немецкого народа выстоять в проигрываемой войне.
Действие начинается летом 1941 года в Берлине. Пятеро друзей в возрасте около 20 лет — трое ребят и две девушки — приятно проводят время. Братья Вильгельм и Фридгельм отправятся на следующий день на Восточный фронт. Вильгельм — образцовый вояка, Фридгельм — его полная противоположность, он убежденный пацифист и предпочел бы избежать участия в войне.
Шарлотта тоже отправится на Восточный фронт — в качестве медсестры. В Берлине остаются начинающая певица Грета и ее возлюбленный Виктор, еврей, семье которого угрожает депортация. Друзья делают последнее общее фото на память.
Грета вступает в интрижку с высокопоставленным эсесовцем. Она преследует две цели: добиться разрешения на эмиграцию Виктора и сделать карьеру певицы. Она сама точно не знает, какой из мотивов имеет для нее большее значение. Вильгельм теряет идеалистические иллюзии по поводу военной службы и относительно самого себя. Еще в самом начале военных действий он застреливает взятого в плен советского политрука.
Фридгельм на фронте превращается из пацифиста в циника, который по приказу убивает даже детей. Медсестра Шарлотта разоблачает еврейку, которая, скрыв свое происхождение, работала в госпитале. Совершив гнусный поступок, Шарлотта делает карьеру.
Виктора депортируют, однако ему удается бежать прямо из вагона вместе с полькой, участницей сопротивления. Вдвоем они присоединяются к польским партизанам, среди которых очень силен антисемитизм.
Пятеро друзей встречают друг друга на фронте в различных ситуациях. Этот композиционный прием кажется абсолютно нереалистичным, но он необходим сценаристам, чтобы показать: война происходила не где-то далеко, в России, она изменила судьбы целого поколения немцев.
Критики высоко оценили сериал, назвав его очередной вехой на пути критического переосмысления Германией своего прошлого. Однако у многих зрителей возникли вопросы в связи с тем, что участники польского сопротивления изображены как антисемиты-погромщики, а бойцы Красной Армии — как варвары, насилующие всех немок, которые попадались им на пути. В политических кругах поговаривают уже о том, что фильм может привести к серьезному ухудшению германо-польских отношений. А социал-демократы, ведущая партия германской оппозиции, воспользовались фильмом как поводом для критики внешней политики Ангелы Меркель, которая, по их мнению, «слишком тесно дружит» с Россией, ведь Путин, по их словам, — это диктатор, мало чем уступающий Сталину.
В среду польский посол в Берлине Ежи Марганский направил руководству телекомпании ZDF открытое письмо с протестом против демонстрации мини-сериала. «Образ нашей страны и партизанского сопротивления, нарисованный в фильме, был воспринят видевшими его поляками как крайне несправедливый и необъективный. Лично меня этот сериал возмутил до глубины души», — пишет посол.
Продюсер Нико Гофман отвечает критикам, что сценарий писался на основе исторических документов, и у создателей фильма не было стремления опорочить польский народ.
В самой Германии фильм критикуют также за то, что в нем по сути не затронута трагедия Холокоста. «Фильм, посвященный Второй мировой войне, в котором проигнорирован “докучливый вопрос” уничтожения шести миллионов евреев», — пишет Juedische Allgemeine, ведущее еврейское издание на немецком языке.
Ян Зюссельбек, историк из Марбургского университета, считает, что фильм в большей мере апеллирует к эмоциям зрителей, нежели достоверно излагает факты прошлого: «Лента изображает немцев такими, какими они хотели бы быть, а не такими, какими они были на самом деле».
Главный посыл фильма, что немцы при Гитлере до начала войны были «наивны и морально безупречны» (как выразился Нико Гофман) и именно по наивности оказались втянуты в преступления нацистского режима, в общем, не оригинален. На подобный аргумент можно ответить словами из «Дракона» Евгения Шварца: «Всех учили, но почему ты стал первым учеником?»
Николай Лебедев