Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
01.05.2013
Поверхностному наблюдателю лондонский район Хэттон-Гарден кажется безликим и ничем не примечательным, но тем, кто интересуется историей британской столицы, известно, что квартал этот, являвшийся историческим центром алмазной торговли, хранит в своих недрах немало тайн.
Торговлей алмазами занимались еврейские иммигранты из Восточной Европы, начавшие селиться в Лондоне во второй половине 19 века. Таким образом Хэттон-Гарден фактически стал еврейским районом. Истории района посвящена вышедшая недавно книга культуролога Рейчел Лихтенштейн Diamond Street: The Hidden World of Hatton Garden («Алмазная улица. Тайный мир Хэттон-Гардена»).
Лихтенштейн, скульптор по первоначальной профессии, а также писательница и исследователь-архивист, знакома с Хэттон-Гарденом не понаслышке: ее семья владела ювелирным магазином в этом районе.
По традиции, со времен «седого средневековья» в Хэттон-Гардене селились иностранные мигранты: сначала это были итальянцы, затем ирландцы, а с конца 19 века — польские и российские евреи. Предки Лихтенштейн, выходцы из Польши, поселились в районе в 20-х годах прошлого столетия.
«Еврейская история в большинстве случаев представляет собой историю добившихся успехов общин иммигрантов, — рассказывает Лихтенштейн в интервью Haaretz. — Однако широкую известность чаще всего приобретают истории отдельных личностей, особенно ярко себя проявивших. На их фоне личные истории обычного, “среднего” человека, как правило, теряются, хотя они не менее интересны и поучительны». К таким личностям принадлежит, например, Исидор Мициман, которому исследовательница посвятила свою книгу. Мициман, ювелир, специализировавшийся на изготовлении колец, на протяжении десятилетий был своего рода визитной карточкой района. Этот человек, похожий на старого бродягу, носил потрепанные брюки, подпоясанные бечевкой, и ветхий пыльный плащ. При этом ходили слухи, что он ворочает миллионами, женат на молодой блондинке, с которой живет в шикарных апартаментах в Эссексе.
Лихтенштейн установила, что слухи далеки от истины: Мициман был просто настоящим фанатиком своего дела, всецело преданным работе и не обращавшим внимание на то, как он выглядит в глазах окружающих.
Предыдущая книга Лихтенштейн, On Brick Lane (В кирпичном переулке), вышедшая в 2007-м, также была посвящена Лондону иммигрантов. В ней рассказывалась история района Портобелло-Роуд. Несколько десятилетий назад этот район был преимущественно еврейским, но сегодня его населяют главным образом бенгальцы. Беседуя с современным населением района и с их предшественниками, Лихтенштейн поразилась тому, как много общего было в опыте еврейских выходцев из России и Польши и сменивших их через пару поколений мусульманских иммигрантов из Бангладеш: «Молодые люди, родившиеся в семьях выходцев из Бангладеш, рассказывают о трудностях, с которыми сталкиваются в школе, семье и общении с коренным населением. Еврейские старики, которые в юности жили в том районе, а сейчас им всем за 90, вспоминают в принципе о том же самом».
Критики называют Лихтенштейн сторонницей концепции «психогеографии», согласно которой, атмосфера места оказывает решающее воздействие на стиль, мировоззрение и поведение его обитателей. Исследовательница не отказывается от этого, но подчеркивает, что исторические корни семьи также играют не последнюю роль в формировании менталитета.
Отец исследовательницы, стремясь как можно скорее ассимилироваться и не выглядеть чужаком в глазах окружающих, сменил свою оригинальную фамилию Лихтенштейн на Лоуренс. Первое, что сделала юная Рейчел, достигнув совершеннолетия, — вернула себе исконную фамилию. Дедушка, который остался Лихтенштейном, узнав о поступке внучки, засиял.
Рейчел Лихтенштейн не только копается в пыли, но и чутко реагирует на веяния времени. Параллельно с книгой вышло разработанное при ее участии GPS-совместимое приложение для смартфонов, представляющее собой путеводитель по Хэттон-Гардену, которое, как она надеется, сделает прогулки по району популярными среди современной молодежи.
Роберт Берг