Top.Mail.Ru

Миф о мыле из евреев

06.06.2013

Новый документальный фильм израильского режиссера Эйяля Баласа делает попытку дать ответ на вопрос, откуда взялся миф о том, что нацисты использовали трупы уничтоженных в газовых камерах евреев для производства мыла. 


В настоящее время подавляющее большинство ученых, занимающихся изучением истории Холокоста, считают легенду о мыле из евреев фольклором военных лет. В частности, этой точки зрения придерживаются историки Уолтер Лакер, Гита Серени, Дебора Липштадт, профессор Еврейского университета Йегуда Бауэр и директор архива «Яд ва-Шема» Шмуэль Краковский. Однако миф об этом (а также об абажурах из человеческой кожи) прочно удерживается в головах многих обывателей. В фильме Баласа, который так и называется — «Мыло» — показано, что в Израиле и во многих других местах по всему миру, люди, зажигая свечи в память о жертвах Холокоста, кладут рядом мыло — как символ того, что сырьем для его производства служили тела убитых евреев.

Миф о мыле, как показал Балас, уходит корнями еще во времена Первой мировой войны, когда немцы первыми стали использовать трупы в качестве промышленного сырья. Во время второй мировой войны нацистские охранники концлагерей, издеваясь над узниками, угрожали пустить их на мыло. Слух стал казаться более достоверным к концу войны, когда советские войска в ходе освобождения Польши обнаружили под Данцигом (Гданьском) лабораторию, где в порядке эксперимента действительно делались попытки наладить производство мыла из трупов. Исследователи отмечают, что до стадии промышленного производства этот эксперимент доведен не был.

43-летний Эйяль Балас признается в интервью
Haaretz, что на протяжении уже долгого времени буквально одержим мыслями о Холокосте: «Мысли о Холокосте приходят ко мне несколько раз в день, например, когда я вижу своего сына плачущим». Интересно, что семья Баласа не имеет к Холокосту прямого отношения, поскольку происходит из Сирии.

«Однажды мне в руки попала изданная в 1946 году на иврите книга, рассказывавшая о нацистских зверствах, — рассказывает режиссер. — Последняя глава, называвшаяся “Фабрика мыла”, дополненная фотографиями, произвела на меня особенно сильное впечатление. Тогда у меня появилась идея снять на эту тему фильм. Моя жена назвала меня сумасшедшим, но это раззадорило меня еще больше».

В фильме Баласа показано, что важным фактором, придающим мифу достоверность, является маркировка на упаковках мыла, производившегося в Третьем рейхе. На части выпускавшегося там мыла ставилась аббревиатура
RIF, что некоторые расшифровывали как Rein Juden Fett («Чистый еврейский жир»). На самом же деле эти три буквы представляли собой сокращение от Reichsstelle für industrielle Fettversorgung (Имперский трест жировой промышленности). Исследования и анализы показали, что мыло RIF изготавливалось исключительно из растительного сырья. Несколько кусков такого мыла хранятся в качестве экспонатов в Музее Холокоста в Бат-Яме. «Мы знаем, что это мыло не изготавливалось из трупов жертв. Думаю, к мифу о мыле из еврейских тел приложили руку Симон Визенталь и некоторые другие охотники за нацистами», — отметил директор музея Юрий Ляховицкий.

Миф о мыле оказался даже вреден, поскольку его начали активно использовать в своей пропаганде (как пример приписываемых нацистам преступлений, которых они не совершали) отрицатели Холокоста. «Я стремился к тому, чтобы мой фильм, посвященный столь деликатной теме, ни у кого не вызвал бы возмущения. Люди должны знать правду. Нацисты совершили такое количество ужасных преступлений, что нет никакой необходимости приписывать им еще и вымышленные», — подчеркивает режиссер.

«Уже на Нюрнбергском процессе стало ясно, что миф о мыле недостоверен, — отмечает ведущий израильский историк Холокоста Йегуда Бауэр. — Лаборатория в Данциге работала только в порядке эксперимента».

По мнению Бауэра, кускам мыла вообще не место в мемориалах Холокоста: «Я с нетерпением жду выхода ленты Баласа. Фильмы и книги, помогающие разоблачать подобные вредные мифы, можно только приветствовать». При этом историк выразил сомнение в том, что столь распространенную легенду сможет разрушить всего один фильм. 

Роберт Берг

{* *}