40 лет назад, в конце сентября 1973-го, чилийские военные в результате кровавого переворота свергли законно избранного президента Сальвадора Альенде. Генерал Аугусто Пиночет установил режим военной диктатуры, просуществовавший до 1990 года. Около трех тысяч человек в ходе переворота были убиты, 1100 до сих пор числятся пропавшими без вести. 80 тыс. человек были по политическим причинам брошены в тюрьмы, многие из них подверглись там пыткам.
Пиночет, убежден обозреватель германского издания Juedische Allgemeine Ханнес Штейн, безусловно, был монстром. Но был ли он антисемитом?
К концу правления Альенде национальная экономика оказалась в глубоком кризисе, страна стояла на пороге гражданской войны. Представители буржуазии и среднего класса, опасавшиеся за свое будущее, в большинстве своем приветствовали действия Пиночета.
К моменту переворота в Чили проживало около 30 тыс. евреев. В основном они принадлежали к зажиточным слоям населения. Их политические пристрастия в основном не отличались от таковых среди христианских представителей среднего класса.
После прихода к власти Альенде восемь тысяч чилийских евреев, опасавшихся, что новый режим конфискует их собственность, эмигрировали из страны. После переворота Пиночета большинство из них вернулись. Пиночет никогда не забывал об этом и относился к евреям в целом благосклонно — несмотря на то, что несколько евреев занимали посты в правительстве Альенде (Э. Теста был председателем государственного совета обороны, Ж. Хонхол — его заместителем, О. Вайс — главным редактором правительственной газеты, Х. Файвович — мэром Сантьяго).
Евреи были и среди сторонников Пиночета. Одним из активных участников переворота был бригадный генерал Хосе Бердичевский-Шер, один из высших офицеров ВВС.
Это, впрочем, не мешало диктатору открыто восторгаться вермахтом и скрывать у себя в стране нацистских преступников. Пиночет был фанатичным антисоциалистом и антимарксистом, но антисемитом его назвать трудно.
Пиночет даже установил традицию посещать главную синагогу Сантьяго в день праздника Йом Кипур. Отношения режима Пиночета с Израилем (послом туда был отправлен все тот же генерал Бердичевский) также складывались превосходно.
Отсутствием антисемитизма чилийская хунта выгодно отличалась от своих аргентинских последователей, пришедших к власти в 1976 году. По крайней мере часть военного руководства Аргентины разделяла конспирологическую теорию о том, что евреи устроили заговор против христианской западной цивилизации, использовав в качестве оружия марксизм и фрейдовский психоанализ. Видный аргентинский журналист левых взглядов Хакобо Тимерман (отец действующего министра иностранных дел Аргентины) был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам электрошокером. Его обвинили в принадлежности к сионистской клике, стремящейся подорвать обороноспособность Аргентины.
Пиночет же никогда антисемитских высказываний себе не позволял, и это привело к тому, что чилийские евреи относились к нему исключительно исходя из своих классовых интересов.
Конечно, среди чилийских евреев были и противники пиночетовской хунты. Самым известным среди них был лидер Коммунистической партии Володя Тейтельбойм, который сначала ушел в подполье, а затем эмигрировал в СССР. Другой яркий пример — советник Сальвадора Альенде по культуре Ариэль Дорфман, бежавший в США. Однако было бы ошибкой полагать, что поддерживавшие Альенде левые интеллектуалы составляли в еврейской общине большинство.
Вопреки распространенному заблуждению (попавшему даже в русскоязычную Краткую еврейскую энциклопедию), экономист Милтон Фридман, глава чикагской школы, не был постоянным консультантом правительства Пиночета. Его вклад в «чилийское экономическое чудо» ограничился несколькими публичными лекциями в Университете Сантьяго.
Каково положение чилийских евреев сегодня? Хотя часть общины эмигрировала, евреи по-прежнему живут в Сантьяго, концентрируясь главным образом в престижном пригороде Лас-Кондес, откуда открываются прекрасные виды на заснеженные верхушки Анд. Однако если они и подвергаются сегодня какой-то опасности, то исходит она скорее всего не от властей, а от арабских эмигрантов, численность которых в стране заметно возросла в последние десятилетия.