Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
31.10.2013
Евреи Калькутты — одна из групп так называемых «багдадских евреев», которые с конца XVIII века начали переселяться в Северную Индию из Ирака, Ирана, Сирии и Персии. Недавно вышел в свет роман Яэль Силлиман «Человек со множеством шляп» (The Man with Many Hats), посвященный истории калькуттских евреев.
По сравнению с другими еврейскими общинами, осевшими в Индии, калькуттская совсем молода: кочинские евреи, например, считают, что их предки живут в Индии с конца I века (после падения Иерусалима в 70 году) или даже со времен царя Соломона, а бней-Исраэль, живущие недалеко от Мумбаи, верят, что их предки прибыли в Индию из Галилеи во II веке до н.э.
Книга Яэль Силлиман «Человек со множеством шляп» важна не только как художественное произведение, но и как свидетельство исторического опыта одной из этнических групп Индии. Эта тема приобретает особую актуальность в связи с активно обсуждающейся сегодня в индийском обществе проблемой: в чем основа индийской идентичности и кто может считаться индийцем.
12 лет назад Яэль Силлиман, преподаватель Университета штата Айова, опубликовала документальную книгу, описывающую исторический опыт ее предков — багдадских евреев Калькутты. Теперь же она написала на ту же тему роман. Силлиман — не единственный еврейско-индийский литератор, пишущий по-английски, но она оказалась первой, кто показал историю своей общины через призму женского опыта. Ее книга тем более ценна, что еврейская община Калькутты сегодня чрезвычайно малочисленна и может полностью исчезнуть в ближайшее время.
Одна из основных тем романа — межконфессиональные отношения в космополитичной Калькутте. Силлиман развенчивает многие мифы, в частности о том, что евреи и мусульмане всегда были врагами.
Книга очень богата этнографическими подробностями о жизни калькуттских евреев, ценность которых сложно переоценить, поскольку сегодня эти традиции в массе своей утрачены. В Калькутте евреи в основном продолжали носить традиционную ближневосточную одежду: мужчины — джубба (верхняя куртка), амама (тюрбан), широкий пояс, а женщины — абайя (длинное платье), или расшитую блузу с легким платьем, открытым спереди. Переняв индийскую, а затем европейскую одежду, некоторые евреи, тем не менее, продолжали одеваться традиционно вплоть до 1940-х годов.
Кулинарные традиции багдадцев представляют собой ближневосточную кухню, дополненную правилами кашрута и щедро сдобренную индийской куркумой, кумином, свежим имбирем и кардамоном. Привыкнув к индийским специям, травам и тропическим фруктам, евреи оставались верными традиционным блюдам, которые привезли с собой: они готовили мараг (пряный куриный суп с овощами), хамин (восточный аналог ашкеназского чолнта) и кубе (что-то вроде пельменей).
В то время поварами в Калькутте служили в основном мусульмане. По воспоминаниям местных евреев, мусульманским поварам сначала было нелегко понять, что нельзя добавлять йогурт и сливки к мясным блюдам. В результате экспериментов вскоре появились новые популярные блюда, например, куриное и мясное рагу с кокосовым молоком.
После провозглашения независимости Индии в 1947 году положение общины стало ухудшаться. Еврейская финансовая элита была тесно связана с колониальной администрацией, и многие индийцы считали евреев союзниками британцев. Закрывались магазины, в еврейских школах перестали преподавать иврит, синагоги пустели. Находиться в стране становилось все менее выгодно и экономически — правительство независимой Индии сильно ограничило частную торговлю и импорт. Через год появилось государство Израиль, и начался массовый исход евреев туда, а также в Англию, США и Канаду.
В романе «Человек со множеством шляп» повествование ведется от имени главной героини, Рейчел, рассказывающей о своих взаимоотношениях с отцом, другими членами семьи, друзьями и сослуживцами. Как отмечает в своей рецензии на портале Ynet раввин Леви Бракман, это одно из лучших произведений художественной литературы, описывающее взаимоотношения отца и дочери.
Роберт Берг