Top.Mail.Ru

Тропический Сион

23.12.2013

Минувшим летом мир отметил 75-летие международной конференции в Эвиане, посвященной помощи еврейским беженцам из Германии, Австрии и Чехословакии. Среди 32 стран, участвовавших в ней, Доминиканская Республика приняла больше беженцев, чем все остальные страны вместе взятые.


Хотя доминиканские власти в лице президента Рафаэля Трухильо заявили о готовности принять десятки тысяч беженцев из Европы, визы получили всего 800 человек. В их числе была и еврейская супружеская пара из Бреслау (Вроцлава), выехавшая сначала в Шанхай и прибывшая в Доминиканскую Республику уже после войны. Их сын, 73-летний Джо Бенджамин, по-прежнему живет в городе Сосуа на севере Доминиканской Республики, отмечает The Times of Israel.

«Во всем мире Трухильо известен как диктатор, но для нас, оказавшихся в Доминикане евреев, это значения не имело. Для нас Трухильо был спасителем», — подчеркивает Бенджамин.

«Доминикана стала раем для нас, — говорит спасшийся из Праги Дезидер Шеер. — Мы не знали о том, что происходит в Европе. Мы просто об этом не думали. Мы жили в раю, а наши родственники и друзья в это время погибали в аду Освенцима».

Еврейскую общину Доминиканы, состоявшую в основном из беженцев, в 40-50-е годы называли «тропическим Сионом». «У нас была воскресная еврейская школа, учителя звали доктор Рубчек. Преподавание велось на немецком. Хоть мы покинули Германию как беженцы от нацизма, мы все оставались людьми немецкой культуры. При этом в Шаббат мы обязательно посещали синагогу, а с 1948 года отмечали не только еврейские, но и израильские государственные праздники», — вспоминает Бенджамин.

В послевоенные годы немецкоязычное сообщество Сосуа пополнилось нееврейскими эмигрантами из Германии, бежавшими от послевоенной бедности и разрухи. «Это были, в основном, простые люди, представители рабочего класса. Им не было дела до Гитлера, и каким-либо комплексом вины по отношению к нам они не страдали. Но они были благодарны нам за то, что мы на тропическом острове в Карибском море сохранили очаг немецкой культуры», — отмечает Бенджамин.

Однако с конца 50-х годов немецкоязычные эмигранты начали активно покидать Доминикану и переселяться в США — страну с несравнимо более высоким уровнем жизни. В современной еврейской общине Сосуа большинство составляют представители местного коренного населения, обратившиеся в иудаизм.

Духовным наставником еврейской общины Сосуа является раввин Ансельм Соломон из Торонто, проводящий на острове шесть месяцев году. Миньян в местной синагоге собирается далеко не каждую неделю, а кантором общины является врач, выходец из Италии, который не может посещать каждую службу, поскольку живет на противоположном конце острова.

Бенджамина печалит то, что атмосфера, привнесенная на остров выходцами из Центральной Европы, к настоящему моменту практически исчезла. Уровень жизни здесь крайне низок, очень многие стремятся уехать в США, а единственной прибыльной отраслью экономики является туризм, сопровождаемыми такими «побочными явлениями», как наркотрафик и массовая проституция. «Старые добрые времена остались только в нашей памяти», — сетует он.


Николай Лебедев

{* *}