Top.Mail.Ru

Евреи и газировка

30.01.2014

Скарлетт Йоханссон отказывается от сотрудничества с правозащитной организацией Oxfam, раскритиковавшей ее за участие в рекламной кампании израильского производителя аппаратов для газирования воды SodaStream. Причиной критики послужил тот факт, что предприятия SodaStream находятся на территории Иудеи, за зеленой чертой. 


В распространенном в среду заявлении пресс-службы Йоханссон сообщается, что актриса принципиально не согласна с позицией Oxfam, выступающей за экономический бойкот еврейских поселений Иудеи и Самарии. По этой причине звезда разрывает отношения с организацией, в рамках многолетнего сотрудничества с которой она в качестве посла доброй воли собирала благотворительные пожертвования.

В начале года актриса стала официальным лицом израильского бренда SodaStream — компании-производителя аппаратов для газирования воды, чье ведущее предприятие расположено в промышленной зоне города Маале-Адумим в Иудее. Эта новость стала поводом для критики Йоханссон со стороны множества пропалестинских организаций, в том числе Oxfam. В своем официальном обращении актриса заявила, что «выступает за экономическое сотрудничество и социальное взаимодействие Израиля и Палестинской автономии». Представители Oxfam, в свою очередь, выразили сомнения в целесообразности продолжения сотрудничества с Йоханссон.

Между тем история участия евреев в производстве газированной воды началась задолго до SodaStream. Природная газированная вода известна с древнейших времен, когда она использовалась в лечебных целях: еще Гиппократ в своем труде рекомендовал больным не только пить эту воду, но и купаться в ней. В XVIII веке минеральную воду из источников начали разливать в бутылки и развозить по миру. Однако она стоила весьма дорого и к тому же быстро выдыхалась. Поэтому были предприняты попытки изобрести способ искусственного газирования воды.

Швед Тоберн Бергман в 1770 году сконструировал аппарат, позволяющий под давлением, с помощью насоса насыщать воду углекислым газом. Прибор получил название «сатуратор» (от лат. saturo — «насыщать»).

Первым промышленное производство газированной воды начал швейцарец Якоб Швеппе. В 1783 году он усовершенствовал сатуратор и создал промышленную установку для выпуска газировки. В начале XIX века Швеппе с целью удешевления производства стал применять для газирования обычную пищевую соду — отсюда происходит название «содовая». Новинка быстро распространилась по Англии и ее колониям, позволив Швеппе основать компанию J.Schweppe&Co, от которой пошла торговая марка Schweppes, а затем и по всей Европе. В конце XIX века еврейские массы из Восточной Европы устремились в США. Самым популярным напитком в их среде по причине дешевизны была содовая и различные лимонады на ее основе. В Нью-Йорке торговля газированной водой стала преимущественно еврейским бизнесом. Кстати, уличная торговля газированной водой была распространенным занятием и среди выходцев из местечек, обосновавшихся в крупных городах СССР. Этот факт нашел отражение в многочисленных анекдотах. Например:

Рабинович торгует на Дерибасовской газировкой. Прохожий спрашивает:
— У вас есть вода без сиропа?
— А без какого сиропа вам нужно?
— Без яблочного.
— Вам повезло. Как раз без яблочного есть.

В 1890 году бакалейщик Луис Астер изобрел безалкогольный коктейль на базе содовой, неофициально считающийся напитком нью-йоркских евреев. Напиток по неизвестной причине получил название «эгг-крим», хотя ни яйца, ни сливки в его состав не входят: эгг-крим изготавливают из газировки, шоколадного сиропа и молока.

В XX веке популярность газированной воды постепенно снижалась в пользу сладких напитков на ее основе. Немалую роль в этом процессе сыграли превратившиеся в промышленных гигантов компании «Кока-Кола» и «Пепсико». Очередной прорыв случился в 1903 году, когда британец Гай Хью Джилби изобрел прибор для обогащения воды углекислым газом в домашних условиях — сифон. С этого началась история всемирно известной компании SodaStream. В 1978 году бренд SodaStream был выкуплен израильтянином Питером Вайсбургом. В начале 1990-х Вайсбург принял решение о строительстве крупнейшего предприятия бренда SodaStream в пригороде Иерусалима Маале-Адумим, находящемся за зеленой чертой.

Несколько лет спустя SodaStream снова сменила собственника. На сей раз ее приобрел инвестиционный фонд Fortismo Capital. Нынешний гендиректор предприятия Даниэль Бирнбаум говорит, что, хотя решение о строительстве завода в Маале-Адумим принимал другой человек, он не собирается поддаваться политическому давлению со стороны группировок, ратующих за антиизраильский бойкот.


Николай Лебедев

{* *}