Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
29.04.2014
Шамбон-сюр-Линьон — деревня, расположенная в департаменте Верхняя Луара на юге Франции. На фасаде одного из зданий в центре деревни установлена мемориальная доска с надписью на иврите и французском: «Память о праведниках будет вечной». 35 жителей поселения, все — протестанты-кальвинисты, признаны израильским мемориальным центром «Яд Вашем» Праведниками народов мира за то, что в годы нацистской оккупации Франции массово спасали евреев.
Музей в Шамбон-сюр-Линьон открылся всего девять месяцев назад. В нем собраны документы, рассказывающие о малоизвестном до недавних пор случае спасения европейских евреев в период Холокоста. Документально установлено, что жители Шамбона и его окрестностей спасли в общей сложности около тысячи евреев; по некоторым свидетельствам, это число было значительно выше.
«Своей жизнью я, а также мои дети, внуки и правнуки обязаны жителям Шамбон-сюр-Линьон, — говорит израильтянка Рут Голан. — Они подвергали себя смертельной опасности ради спасения евреев. Нет слов, чтобы описать благодарность, которую я испытываю».
В то время как 85 процентов населения Франции являются католиками, в Шамбон-сюр-Линьон проживают преимущественно протестанты-кальвинисты (гугеноты). Во время нацистской оккупации глава местного прихода пастор Андре Трокме осудил католических иерархов Франции за то, что те не протестовали против депортации евреев Парижа. «За свою беспомощность и трусость они должны просить прощения у Б-га», — заявил он. В своей проповеди Трокме призвал паству делать все возможное для спасения еврейского населения. Сам пастор и его жена Магда укрыли нескольких евреев в своем доме.
На призыв Андре Трокме откликнулись сотни семей. Среди еврейских беженцев было много детей, разлученных с родителями, их прятали в сиротских приютах и школах-интернатах. Взрослых местные крестьяне укрывали на своих фермах. По возможности беженцам изготавливали фальшивые документы, с которыми затем переправляли в нейтральную Швейцарию.
Пастора и нескольких его помощников арестовали по обвинению в укрывательстве евреев, но вскоре отпустили на свободу. Его двоюродного брата, директора детского приюта Даниэля Трокме, постигла иная участь: в 1943 году он вместе с детьми, которых прятал у себя, был отправлен в концлагерь Бухенвальд, где и погиб.
По словам Рут Голан, нет ничего удивительного в том, что мемориал в деревне праведников был открыт только в наши дни: «После войны жители деревни выступали решительно против того, чтобы их подвиг был предан огласке. По их словам, это Б-г велел им спасать евреев, а они лишь повиновались Его воле. Для того чтобы убедить их дать согласие на открытие музея, потребовались многие годы».
Житель Руана Максим Фриденберг, которому в 1942 году было семь лет, тоже скрывался вместе с родителями в Шамбоне. «Невозможно даже описать словами, какие прекрасные люди жили в Шамбон-сюр-Линьон. Когда становилось известно, что в деревню нагрянет немецкий патруль, они отправляли нас в лес собирать грибы. А когда опасность исчезала, давали знак, что можно возвращаться», — вспоминает он. После войны Фриденберг стал скульптором, и именно он изваял статую, установленную в музее и символизирующую подвиг жителей деревни.
Значительную материальную поддержку при создании музея оказала мэр Шамбона Элен Вокю-Моттэ. «Для жителей нашей деревни помочь тем, кого преследуют, было совершенно естественным поступком, которым даже не стоит гордиться, — рассказала мэр в интервью Haaretz. — Во время гражданской войны в Испании местные жители приютили у себя испанских беженцев. Во многом такая позиция объясняется тем, что здесь живут в основном протестанты, которые не понаслышке знают, что значит быть преследуемым меньшинством. Не сомневаюсь, что если бы беженцы появились в нашей деревне сегодня, мы точно так же помогли бы им».
Роберт Берг