Top.Mail.Ru

Прощение во время войны

05.08.2010

В прошлом месяце в американский кинопрокат вышла картины режиссера и сценариста Тодда Солондза под названием «Любовь во время войны». Сам режиссер признается, что фильм является «псевдо-сиквелом» его самой известной работы «Счастье». Продолжение этой драматичной истории было по достоинству оценено на Венецианском кинофестивале: фильм получил приз за лучший сценарий. «Любовь во время войны» — глубоко «еврейский» фильм, через призму сатиры и иронии здесь рассматриваются вопросы веры и прощения.

Сюжетная линия фильма построена на судьбе трех сестер — Джой, Хелен и Триш. Расставшись со своим осужденным мужем-педофилом и оставшись с тремя детьми на руках, Триш (ее роль исполняет Эллисон Дженни) с надеждой на новую жизнь отправляется в солнечную Флориду. К ней приезжает сестра Джой (Ширли Хендерсон), личная жизнь которой тоже складывается не лучшим образом. Из Флориды Джой едет в Калифорнию, где живет их третья сестра Хелен (Элли Шиди) — успешная и самодостаточная голливудская красотка. Джой мечется между двумя абсолютно непохожими сестрами в попытке разобраться со своим прошлым и забыть мужа-неудачника. Между тем, Триш придумывает историю о смерти отца семейства, которую пытается выдать за истину двум своим младшим детям.

Правда открывается брату с сестрой в Интернете, там дети узнают об истинной натуре их папаши-уголовника Билла, роль которого сыграл Сиаран Хиндз. Отсидев в тюрьме за растление малолетних, Билл принимает решение разыскать свою семью и поговорить со старшим сыном, к тому моменту уже студентом колледжа.

«Любовь во время войны» отличает и наличие интересных художественных образов, и острая сатира «на злобу дня».

Тодд Солондз родился в еврейской семье в Нью-Джерси и несколько лет проучился в местной иешиве. Он не спорит, что в его новой работе действительно «много еврейского». Сын Триш Тимми готовится к бар-мицве и пытается разобраться в том, как стать настоящим мужчиной, если окружающие едва ли тебя понимают. Новый ухажер Триш, в котором она видит идеальную замену отца для своих детей, преданно любит Израиль.

Солондз, когда-то мечтавший стать раввином, сегодня считает себя атеистом. «Мое восприятие философии иудаизма очень поверхностно, но я четко понимаю, какое влияние религия оказывает на нас и наш образ жизни, — говорит он. — Я больше светский еврей, нежели чем религиозный. Я не верю в Б-га. Но моя мама говорила мне, что нацистам неважно, что происходит в твоей голове, для них ты все равно остаешься евреем. Я свыкся с этой мыслью и живу с ней по сей день».

Солондз отмечает, что «Любовь во время войны» предлагает зрителю разобраться в природе таких понятий, как «понять» и «простить». По ходу фильма непременно возникает чувство, что «подставлять вторую щеку» не всегда разумно, особенно, когда речь заходит о прощении педофила, изнасиловавшего и убившего ребенка. По словам режиссера, цель фильма вовсе не воспитательная, а скорее исследовательская. «Если вы росли с памятью о Холокосте, то, наверно, понимаете, что всякому прощению есть разумные пределы», — поясняет Солондз.

Соня Бакулина

{* *}