Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
27.11.2015
Советский Союз то принимал от них сотни миллионов долларов, то объявлял «шпионами» и расстреливал. Эта история повторилась дважды: после Гражданской войны в начале прошлого века и после Второй мировой – в середине. Каждый раз они возвращались. И если не могли помогать людям открыто, втайне слали посылки и переводы. Потому что нельзя убить «тикун олам» – стремление менять мир к лучшему. Ровно сто один год тому назад была создана крупнейшая еврейская благотворительная организация «Джойнт», которая спасла и продолжает спасать десятки тысяч людей от голода, войны и смерти.
«...Все наши здесь устроились хорошо. Доктор Вольф женился, доктора Эпштейн и Кон очень довольны. Думаю, мы обрели новую родину…» – писал молодой врач Эрнст Кемельчи своим друзьям, которые, спасаясь, как и он, от нацистских гонений, выехали в 30-х годах из Германии. Сам Эрнст вместе с женой через Бельгию, Францию, Швейцарию, Австрию и Польшу в 1934 году прибыл в Москву. Там по направлению московского подразделения «Агро-Джойнта» их направили на работу в Крым, откуда он и писал эти строки. Письмо, пропитанное энтузиазмом, закончила его супруга, дописав: «Здесь нас ожидает здоровое, счастливое и достойное будущее...»
Корпорация «Агро-Джойнт» была результатом подписанного в 1924 году договора между советским правительством и крупнейшей еврейской благотворительной организацией «Джойнт». В договоре прописывалось, что «Джойнт» возьмется за «аграризацию» советских евреев, в то время как государство в лице Комитета по земельному устройству трудящихся евреев (КОМЗЕТ) безвозмездно предоставит переселенцам земли на Украине, налоговые и другие льготы.
«Джойнт» (American Jewish Joint Distribution Committee – «Американский еврейский объединенный распределительный комитет»), штаб-квартира которого находится в Нью-Йорке, был создан 27 ноября 1914 года в результате объединения «Центрального комитета помощи евреям, пострадавшим от войны» и «Американского еврейского комитета помощи». Существовала организация в то время исключительно на деньги, жертвуемые на благотворительность еврейской общиной США. Созданный для помощи евреям во время Первой мировой войны – потерявшим имущество, столкнувшимся с дискриминацией, – «Джойнт», выполнив свои задачи, был готов распуститься. К счастью, этого не произошло, и он продолжил свою деятельность. В настоящий момент его представительства действуют в более чем 70 странах, поддерживая социальные программы по развитию еврейского сообщества. Тогда же, в военные годы и последующие не менее тяжелые десятилетия прошлого века его помощь еврейским семьям и беженцам в Европе, Африке, Палестине, Израиле и десятках других стран была просто неоценима. Благодаря ему чувствовали поддержку и возможность развития и еврейские семьи Советского Союза. Тысячи их, работая по программам «Джойнта», ожидали для себя, как и семья молодого врача Эрнста, «здорового, счастливого и достойного будущего».
С первых же дней Гражданской войны в России «Джойнт» начал помогать российским евреям, истратив более 20 миллионов долларов на помощь пострадавшим от погромов в Польше и на Украине. Может, этими суммами и объясняется факт яростной борьбы государства в 20-е годы с бытовым антисемитизмом. Деятельность «Джойнта» тогда приветствуется и находит поддержку у советских властей. В первые три года после окончания Гражданской войны на помощь советским евреям «Джойнт» израсходовал еще более 20 миллионов долларов. Открывались медицинские пункты, ссудные кассы, профессионально-ремесленные училища, организовывалось питание миллионов голодающих детей Поволжья. План помощи был оговорен специальным соглашением между «Джойнтом» и советскими властями в 1922 году, в котором речь шла об оказании помощи не только еврейскому, но и в принципе всему населению. На деньги «Джойнта» было закуплено более тысячи единиц уборочной техники и тракторов, на юге Украины были построены десятки предприятий, а более трети всех затрат шло на нееврейское население, помогая выжить сотням тысяч людей в то ужасное время.
И все же главной заботой «Джойнта» была помощь еврейскому населению страны, по большей части разоренному погромами, реквизициями имущества, а затем и хозяйственной разрухой. Чтобы хоть как-то решить проблему его выживания, в 1924 году постановлением ЦИК был создан Комитет по земельному устройству трудящихся евреев (КОМЗЕТ), а в 1925-м – Общество землеустройства еврейских трудящихся (ОЗЕТ), ведущим спонсором которых стал «Агро-Джойнт».
На его деньги шла вербовка, обслуживание по пути следования и закрепление евреев-переселенцев на целинных землях, где они создавали новые земледельческие поселения. Только в Крыму евреям было отведено для окультуривания 342 тысячи гектаров необрабатываемых земель. В Белоруссии еврейские переселенцы освоили 22 тысячи гектаров не используемых ранее земель. Труд был каторжный, но он давал возможность жить и кормить семьи. К 1929 году в СССР уже насчитывалось 170 тысяч членов ОЗЕТа, а их труд позволил превратить засушливые степи в цветущие края.
С 1925 по 1936 годы «Агро-Джойнт» на эти цели затратил около 15 миллионов долларов, и таким уровнем благоустройства, как в еврейских колхозах, мало кто мог похвастаться во всем Союзе. Только на Украине было создано 216 еврейских колхозов, обеспечивавших работой десятки тысяч людей других национальностей. Но в 1937 году началась эпоха «большого террора». И «Агро-Джойнт», конечно же, никогда не занимавшийся политической деятельностью, был объявлен «контрреволюционной организацией». Ему пришлось прекратить свою деятельность. Начались массовые аресты. Помимо кадрового состава «Агро-Джойнта» арестовывали и расстреливали рядовых колхозников, специалистов из числа беженцев, врачей. Доктор Эрнст Кемельчи, восхищенное и полное надежд письмо которого приводилось выше, был арестован в сентябре 1937 года, а после трехмесячных пыток от него были наконец получены так необходимые властям «признательные» показания. В ноябре 1938 года «шпион и враг народа» доктор Кемельчи был расстрелян, как и десятки других еще недавно восторженных и мирно трудившихся на земле евреев-переселенцев.
Тем не менее осенью 1941 года была одобрена идея создания Еврейского антигитлеровского комитета. Его представители в ходе пребывания в США, Англии и Мексике в 1943 году собирали десятки миллионов долларов на многотысячных митингах в фонд помощи СССР. И «Джойнт» также организовал сбор средств в пользу СССР. 16 июля 1943 года «Правда» сообщила: «Соломон Михоэлс и Ицик Фефер (члены ЕАК) получили сообщение из Чикаго, что специальная конференция “Джойнта” начала кампанию, чтобы финансировать тысячу санитарных машин для потребностей Красной Армии. На собранные “Джойнтом” деньги были приобретены 1000 самолетов, 500 танков, отправлены в СССР два парохода с вещами, медикаментами и продуктами». Деятельность ЕАК способствовала открытию Второго фронта, а «Джойнт» вновь оказал СССР существенную помощь.
Но после Второй мировой, когда американские деньги вновь оказались не так нужны, история повторилась. «Джойнт» был изгнан из всех стран Восточного блока, где он активно работал, помогая пострадавшим и содействуя восстановлению еврейских общин. Организация была обвинена в шпионаже, диверсиях, нелегальных валютных операциях и контрабанде под видом благотворительной деятельности. А в ходе антисемитских репрессий и в рамках «дела врачей» большинство подсудимых привлечены к ответственности именно как «агенты международной сионистской организации “Джойнт”». По сообщениям ТАСС, «организации, созданной американской разведкой якобы для оказания материальной помощи евреям в других странах, но на самом деле – для широкой шпионской, террористической и иной подрывной деятельности в ряде стран, в том числе и Советском Союзе, под руководством американской разведки…»
Официально свою деятельность в Советском Союзе «Джойнт» смог возобновить лишь в конце 80-х годов, причем по официальному приглашению советского правительства. Продолжил он ее и в странах СНГ после развала Союза. Но помощь многим семьям не прекращалась никогда: десятилетия через подставных лиц всем особо нуждающимся направлялись посылки. А в конце 1970-х годов, когда многие из обратившихся к властям с заявлением о разрешении выезда в Израиль теряли в связи с этим работу, оказываясь на грани нищеты, на их поддержку отправлялось около 80 тысяч посылок в год.
За более чем вековую историю «Джойнт» не остался безучастным ни к одному из значимых событий, сопровождающихся горем или трудностями еврейского населения десятков стран, продолжая свои социальные программы и сегодня, действуя согласно еврейскому принципу «тикун олам» – стремлению и обязанности изменять к лучшему мир, в котором мы живем. Есть и еще один традиционный принцип организации – помогать и как можно меньше об этом говорить. Возможно, поэтому не все страны могут выразить благодарность и осознать или признать объем помощи «Джойнта». Израиль же в 2007 году отметил его деятельность Государственной премией Израиля.