Top.Mail.Ru

Век борьбы с антисемитизмом

22.10.2001

Дрейфус

Столетие появления статьи Золя "Я обвиняю" воскресило воспоминания, факты и подробности дела Дрейфуса. В истории отмечены немногие лидеры левых партий, выступившие в защиту Дрейфуса против антисемитизма и национализма.

В январе 1898, спустя четыре года после публикации статьи Золя "Я обвиняю", где он выступил против ареста капитана Дрейфуса, антисемиты устроили массовые беспорядки в еврейских кварталах с лозунгами "Позор Золя!" и "Смерть евреям!"' В это же время в Париже на общественное собрание ярых противников Дрейфуса, проходившее в конференц-зале Tivoli-Vauxhall(Тиволи-Воксхол — Л.М.), собралось несколько тысяч человек. Однако около сотни лидеров парижского движения рабочих и в особенности анархисты, взяв штурмом трибуну с выступающими, внесли дух противоречия на митинге, помешав тем самым основным ораторам, таким как Дюбик, президент движения

антисемитской молодежи, и Жюль Геран, президент антисемитской лиги и Антиеврейской организации, излить всю свою ненависть до конца. Таким образом, антиеврейская "месса" была закончена. Фигурируя на первых полосах всех парижских ежедневных газет, эта акция усилила разногласия в обществе, ответственность же за ее проведение гордо взяли на себя организаторы. Несмотря на пропаганду правой коалиции, первой реакцией общественности было полное неприятие антисемитизма.

Век спустя день за днем ассоциация Memorial 98 не перестает выражать благодарность пионерам антирасистской борьбы, одновременно занимаясь исследованием взаимосвязи движения рабочих и выступлениями против антисемитизма

Долгое время союз французских рабочих колебался, принимать ли участие в демократических и антирасистских баталиях, поскольку отношение его руководителей к делу Дрейфуса было еще неоднозначно. Гангрена антисемитизма глубоко проникла в рабочие слои населения в XIX веке. Разумеется, это явление наблюдали и ранее, даже деятели эпохи просвещения не остались в стороне от него. Вольтер так охарактеризовал евреев в своем философском словаре: "Это невежественный и жестокий народ, издавна отличавшийся гнусной скупостью и отвратительным суеверием". Тем не менее, после революции с 1789 года евреи считались законными подданными французского государства. В эпоху Луи Филиппа в прессе появились сообщения об огромном капитале семьи Ротшильдов, предприимчивость которой тут же назвали национальной чертой еврейской нации. С тех пор общественный антисемитизм стал еще и христианским. Руководители движения французских рабочих тоже поддались искушению поставить евреев в один ряд с ростовщиками, однако завуалировали свой антисемитизм под атеистические чувства. Прудон, отец французского анархизма, следующим образом отзывался о "еврейской расе": "Выгнать из Франции, за исключением людей, состоящих в браке с французами; разрушить синагоги, не принимать на работу. Евреи — враги человеческого рода, надо выслать их в Азию или вообще уничтожить". Во время своего визита во Францию в 1844 году молодой Маркс на заседании, посвященном еврейским вопросам, произнес такую фразу: "Деньги — это единственный и ревнивый бог Израиля". На Брюссельском международном социалистическом конгрессе в 1891 году еврейский делегат из Америки предложил ввести уголовную ответственность за проявление антисемитизма, однако это предложение было расценено как "попытка антисемитской и юдофильской пропаганды". Интересно отметить, что именно представители Франции дополнили это определение, назвав ее юдофильской. Эдуард Дрюмон, автор антисемитского бестселлера ''Еврейская Франция'', написал следующие строки в антикапиталистическом словаре: ''У евреев все начинается и кончается деньгами, каждое действие сводится к спекуляции. Кого угнетает нынешний режим? Рабочих-революционеров и христианских консерваторов. Для одних — это ущемление жизненных принципов, для других — оскорбление веры''.

Начало дела Дрейфуса повлекло за собой репрессии на анархистов, многие из которых были арестованы. В ноябрьском номере своей газеты "Le Pure peinard" Пуже написал: "Эльзасский еврей Дрейфус, большая шишка в министерстве обороны, выдавал военные секреты немцам. О, господа! Не удивляйтесь! У военных руки в крови!" Анархисты, такие как Бернард Лазар, изначально верившие в невиновность Дрейфуса, были изолированы от общества. Естественно, сам собой напрашивается вопрос: зачем защищать офицера, выходца из аристократической семьи, к тому же еще и еврея?

Бернард Лазар встал на сторону Дрейфуса еще в 1895 году, задолго до вмешательства Золя, и, пытаясь убедить других революционеров оставить свои предрассудки, он написал документ под названием "Антисемитизм и Революция". Однако потребовалось

еще три года, чтобы движение анархистов сделало первые шаги. Этому поспособствовала статья Себастьяна Фура в его газете Le Libertaire, где были следующие строки: "Дрейфус — это порождение ваших законов, господа христиане и аристократы!". В февральском же номере Le Libertaire на высказывание Пуже он ответил, что дело Дрейфуса имеет чисто социальный характер. Постепенно Эмиль Пуже и другие анархисты прекратили борьбу "света и тьмы", как ее назвал их лидер Жанн Грав, но после этого в адрес Себастьяна Фура посыпались упреки со стороны его соратников "за компромисс с политическими партиями".



В это время социалистические движения во Франции были очень разными. Наиболее многочисленной и влиятельной из них являлась партия французских рабочих под руководством Гесда и Лафарга. Партия социалистов-революционеров, объединившаяся с

профсоюзами, недавно разделилась на две фракции, возглавляемые Алльманом и Бруссом. Миллеран стал лидером независимых социалистов, правого крыла движения. Начиная в 1893 года, около сорока социалистов были выбраны депутатами, среди них Жур, Гест и Миллеран. Однако они долгое время отказывали Дрейфусу в поддержке, все, кроме аллеманистов и в особенности Люсьена Херра, который привлек внимание интеллигенции к этому процессу.



Задолго до дела Дрейфуса Жур поддерживал дружеские отношения и с явными антисемитами, такими как Дрюмон, и с бывшим общественным деятелем Рошфором.

В мае 1895 года после ареста и ссылки Дрейфуса на остров Дьявола Жур, вернувшись из отпуска в Алжире, опубликовал две статьи , в которых уверял, что "под видом слаборазвитого антисемитизма в Алжире распространяется настоящий революционный дух", также он выступал против еврейской власти, считая, что "европейцы и арабы

должны объединяться в борьбе с еврейскими ростовщиками". В январе 1898 года после публикации статьи Золя "Я обвиняю" ситуация начала медленно меняться. Начиная с декабря 1894 года, социалистическая партия рабочих-революционеров под руководством Алльмана выступала против военного совета, по приказу которого был арестован Дрейфус. В своей типографии Алльман, сторонник борьбы с антисемитизмом, в 1898 году опубликовал послание еврейских рабочих к французской социалистической партии со следующем требованием: "Прекратите принимать нас за Ротшильдов!"



Яков Карандошенко


{* *}