Top.Mail.Ru

Как Фрейд Малера лечил

20.01.2011

В январе в Нью-Йорке прошел ежегодный фестиваль еврейского кино. Одним из самых заметных участников программы стала лента немецких режиссеров Перси и Феликса Адлонов «Малер на кушетке». Картина посвящена непростым взаимоотношениям отца психоанализа Зигмунда Фрейда и великого композитора Густава Малера. Действие происходит летом 1910 года, когда Малер, узнав об измене жены, впадает в депрессию и обращается за консультацией к Фрейду.

Малер и Фрейд встречаются в голландском Лейдене. Малер, потрясенный поступком жены, рассказывает Фрейду о своих переживаниях. Долгие часы доктор и пациент проводят в беседах, прогуливаясь по прекрасным паркам и набережным Лейдена. Малер страдает не только из-за измены жены, но и из-за того, что отказался признать ее музыкальное дарование.

Малер был почти на 20 лет старше Альмы Шиндлер — юной красавицы, блиставшей на венских балах и покорившей сердце немолодого уже композитора. Об Альме (ее роль в фильме исполнила Барбара Романер) мечтали все мужчины из ее окружения — от учителя музыки до знаменитого художника Густава Климта. Шиндлер, своего рода Пэрис Хилтон начала прошлого века, была не просто светской львицей, но и талантливым композитором. Роль Густава Малера исполнил австрийский актер Иоганн Зильбершнайдер. Его герой менее понятен зрителю, нежели персонаж Романер. Малер предпочитает жить отшельником и отдавать всю свою жизненную энергию музыке. Чувства к юной красавице, гораздо более активной и жизнерадостной, чем он, приносят композитору лишь страдания. «Осень влюбилась в весну. Это ужасно», — признается он Фрейду.

Как и большинство влюбленных, Альма полагает, что, являясь людьми искусства, они будут выстраивать свои отношения на равных — взаимно дополняя друг друга, а не конкурируя. Однако, сделав Альме предложение, Малер дал ей понять, что не желает видеть в жене соперника по творчеству, а ждет от нее признания того, что он — единственный гений в семье. Альма соглашается и жертвует своей музыкальной карьерой ради любимого мужа.

Из всего репертуара Фестиваля еврейского кино «Малер на кушетке», пожалуй, единственный, где еврейская тема звучит весьма опосредованно. Зигмунд Фрейд, хотя он и не отрекался от своего происхождения, был атеистом. Густав Малер был вынужден креститься, чтобы получить место дирижера Венской оперы. Альма родилась в католической семье. В их совместной с Малером жизни иудаизм едва ли сыграл хоть сколько-то заметную роль.

Соня Бакулина

{* *}