Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
09.08.2011
Еврейский антисемитизм — феномен, к сожалению, отнюдь не уникальный. Примеров этому явлению существует немало. Среди евреев-антисемитов такие известные личности, как израильский музыкант Гилад Ацмон, узревший рациональное зерно в сжигании синагог, или, например, профессор химии из Еврейского университета в Иерусалиме Исраэль Шахак, однажды нашедший оправдание кровавым погромам Богдана Хмельницкого.
Проблема ненависти в израильском обществе стала ключевой темой приуроченного к 9 ава симпозиума, который проходит сегодня в иерусалимском культурном центре «Бейт Ави Хай». В ходе симпозиума были продемонстрированы отрывки из фильма американского режиссера Генри Бина «Фанатик». Сюжет фильма основан на реальных событиях: прообразом главного героя стал молодой американец еврейского происхождения, вступивший в неонацистскую группировку. В обсуждении проблематики картины приняли участие профессор Роберт Вистрих, директор Международного центра изучения антисемитизма Видала Сассуна при Еврейском университете в Иерусалиме, а также израильская журналистка Мерав Михаэли.
«Самоненависть — это в своем роде еврейский вариант антисемитизма, — объясняет профессор Роберт Вистрих. — Евреи жили в диаспоре свыше 2 тысяч лет в окружении людей, воспитанных в культуре, которая была, скажем, не очень дружелюбна по отношению к евреям. Их ненависть к себе обусловлена внутренней адаптацией распространенных стереотипов. Есть евреи, которые отрицают свое еврейство: скрывают свою национальность, меняют фамилии. Классическое проявление подобного отрицания — переход в другую религию, чаще всего в христианство. В некоторых случаях новообращенные принимаются ненавидеть евреев с такой доблестью, что сами становятся во главе антисемитских кампаний. Такое случалось в прошлом, происходит это и в наши дни. Первый кровавый навет на евреев появился в средневековой Англии. Его со слов крещенного еврея записал один английский священник. А в ХVI веке немецкий еврей-католик написал одну из самых антисемитских книг в истории Германии, в которой утверждалось, что евреи пьют кровь христиан».
Профессор Вистрих отмечает, что самоненависть, как явление, существует не только в диаспоре, но и в самом еврейском государстве: «Распространенным его здесь, конечно, не назовешь, однако единичные случаи все-таки встречаются, — говорит ученый. — Речь идет о меньшинстве среди интеллектуалов и ученых. Кстати, подобное явление практически отсутствует в других странах, но в Израиле мы имеем дело с прямым следствием патологической ненависти евреев к самим себе. Как правило, это люди, для которых мнение мирового сообщества и коллег за рубежом гораздо важнее, чем собственная страна. Намного проще попасть на зарубежную конференцию, если ты критикуешь и клевещешь на родное государство. Мы говорим не о тех, кто критикует политику Израиля, а тех, кто отрицает право еврейского государства на существование, приравнивает Израиль к нацистам, обвиняет в расизме, а также открыто призывает к антииизраильскому бойкоту».
Журналистка Мерав Михаэли обращает внимание на разновидности этого явления в израильском обществе. «Возьмем, к примеру, израильских выходцев из Северной Африки, — говорит Михаэли. — Жители южного Тель-Авива, в массе своей выходцы из стран Северной Африки, протестуют против соседства с иностранными рабочими. В прошлом сами объекты расизма, сегодня они придерживаются ксенофобских взглядов. Человек, выросший среди расистов, рано или поздно начинает разделять расистские взгляды. Огромную роль в этом плане играет окружение, в котором растет ребенок. Если его любили — значит он будет любить, если ненавидели — тогда он тоже будет ненавидеть».
Профессор Вистрих подчеркивает, что серьезных исследований на тему самоненависти пока не существует. «Если говорить об еврейском антисемитизме, то, на мой взгляд, часто корень проблемы лежит в семье. К примеру, это может быть ненависть к отцу-еврею, который олицетворяет весь еврейский народ, — говорит Вистрих. — Что касается ненависти к Израилю, то это явление сопровождает евреев уже на протяжении многих веков. Именно с этим связан траур в Тиша бе-Ав. Ведь Второй Храм был разрушен как раз из-за того, что одни евреи возненавидели других».
Михаил Завадский