Top.Mail.Ru

Вагнер и евреи

20.05.2014

В доме музыканта и режиссера Хилана Уоршоу никогда не звучали произведения Рихарда Вагнера: они вызывали стойкие ассоциации с нацистским режимом, жертвами которого стали многие родственники Уоршоу. С творчеством Вагнера, имеющего репутацию фанатичного антисемита и кумира Адольфа Гитлера, он познакомился лишь после того, как был принят в Молодежный оркестр Нью-Йорка. 


«Мне очень понравилась его музыка. Но в то же время разум подсказывал, что этот человек не заслуживал ничего, кроме осуждения», — говорит Хилан Уоршоу. Заинтересовавшись противоречивой личностью немецкого композитора, он занялся подробным исследованием его биографии. Результатом этих изысканий стал фильм «Евреи Вагнера», который был показан на прошлой неделе на тель-авивском фестивале документального кино Docaviv. Хилан Уоршоу выступил в качестве автора сценария, режиссера и продюсера ленты. В фильме рассказывается о евреях, входивших в ближайшее окружение Вагнера, — талантливом молодом музыканте Карле Таузиге, который был Вагнеру почти как сын, дирижере Германе Леви, выросшем в семье раввина, а также пианисте Йозефе Рубинштейне, который жил в доме композитора и совершил самоубийство, когда тот скончался.

Защитники Вагнера указывают на то, что первым дирижером его оперы «Парсифаль» был именно еврей Герман Леви. Однако следует иметь в виду, что Леви служил придворным капельмейстером баварской Королевской капеллы и по условиям контракта оркестр не имел права выступать ни с кем другим, кроме него. Контракт не мог отменить даже знаменитый покровитель Вагнера король Людвиг II. Сам же Вагнер возражал против того, чтобы премьерой «Парсифаля» дирижировал еврей, и требовал, чтобы Леви крестился.

Немалое внимание в фильме уделено сложному отношению евреев к музыке Вагнера в послевоенную эпоху; в частности, в Израиле на публичное исполнение его произведений наложен неофициальный запрет. По мнению Уоршоу, тот факт, что среди друзей и поклонников Вагнера было немало евреев, не должен никого удивлять. «Вагнер не застал нацистскую эпоху, он жил несколькими десятилетиями ранее. В его время уже невозможно было работать в музыкальной сфере, не соприкасаясь при этом с евреями, — отмечает кинематографист. — Не вызывает удивления и то, что еврейские коллеги Вагнера не объявили ему бойкот. Если бы они игнорировали каждого композитора, замеченного в антисемитизме, им бы пришлось вообще отказаться от музыкальной карьеры».

Хилан Уоршоу, сын американского еврея и израильтянки, вырос в Нью-Йорке. После окончания иешивы он изучал дирижирование в музыкальном Маннес-колледже, а затем поступил на факультет кино Нью-Йоркского университета. «Я отказался от карьеры дирижера, потому что не хотел всю жизнь заниматься интерпретацией чужого творчества. Мне хотелось создавать что-то свое. О музыке я в любом случае не забываю: снимаю фильмы на темы, связанные с ней», — рассказал режиссер в интервью Haaretz.

В прошлом году, когда отмечалось 200-летие со дня рождения композитора, фильм «Евреи Вагнера» показали в эфире немецких телеканалов Arte и WDR, финансировавших его производство.

Изменилось ли в ходе работы над фильмом отношение режиссера к Вагнеру? «Если и изменилось, то только в худшую сторону, — отвечает Уоршоу. — Узнав, что среди друзей и деловых партнеров композитора было немало евреев, я подумал, что, возможно, он был антисемитом лишь в теории или что на самом деле его отношение к евреям не было таким уж неприязненным, как мы привыкли думать. Но чем глубже я исследовал эту тему, тем больше убеждался, что Вагнер попросту эксплуатировал евреев».

На вопрос о том, следует ли снять негласный запрет на исполнение музыки Вагнера в Израиле, Уоршоу не дает однозначного ответа: «Я не думаю, что в данном случае имеет место ущемление свободы творчества. Этот запрет, скорее, своего рода социальный протест. Не могу сказать, что я полностью его одобряю, но понимаю причину, по которой он был введен».


Николай Лебедев

{* *}