Тысячная толпа собралась в просторном храме Дагона. Во всем великолепии явились сюда вожди филистимлян, созвавшие народ порадоваться окончательному падению их грозного врага. Со сверхъестественной силой еврейского героя Самсона удалось справиться — то была победа их верховного божества Дагона над неодолимым прежде Богом Израиля. Теперь наконец-то они отомстят за непрестанные унижения. Предвкушая свой триумф, вожди филистимлян приказали привести Самсона и выставить напоказ толпе.
Ведомый мальчиком, ослепленный боец был доставлен в храм. Толпа издевалась над врагом, которого прежде смертельно боялась. Могучий воин, чье имя некогда вызывало дрожь в сердцах филистимлян, превратился в посмешище.
В отличие от Иисуса Навина и Деворы, Самсон не поднимал народ на врага. Свои подвиги он совершал в одиночку. Всю жизнь он полагался только на себя, но никогда еще не чувствовал такого одиночества, как в тот день в храме Дагона, среди улюлюкающих недругов.
В этот постыдный для него час Самсон решил совершить последнее чудо отваги. Он попросил мальчика, который привел его, помочь ему приложить руки к опорным столбам храма. Толпа пришла в неистовство: жалкий пленник, лишившийся своей волшебной силы, казалось, хочет обрушить огромный храм!..
Самсон — далеко не столь добродетельная фигура, как другие библейские герои. Он действовал импульсивно, инстинктивно, не задумываясь о последствиях. Он любил наслаждения и потакал своим слабостям, но поступал согласно своей природе, с грубоватой честностью. Кроме того, Самсон никогда ничего не просил для себя.
Да, ему случалось грешить — он сам это сознавал. Помимо всего прочего, он нарушил свой завет с Всевышним, символом которого были его длинные волосы. Самсон выдал секрет своей силы и потому утратил ее. Но, полный страха и смирения, он в первый и последний раз обратился с мольбой к Создателю:
"Господи Боже! Вспомни меня и укрепи меня только теперь, о, Боже, чтобы мне в один раз отметить филистимлянам за два глаза мои" (Суд., 16:28).
Возбуждение толпы достигло кульминации, когда бывший силач нелепо выгнулся, пытаясь сдвинуть массивные столбы, поддерживающие все строение. И вдруг, с пугающей стремительностью, крики умолкли, ибо невероятным образом огромные камни храма сдвинулись с места. Затем раздались безумные вопли — это филистимляне, в панике сбивая друг друга с ног, кинулись вон из переполненного храма. Но тщетно. Самсону удалось сдвинуть опоры, и храм рухнул, похоронив героя вместе со всеми его врагами.
Колоритный бунтарь, головорез, презирающий условности, Самсон не похож на других героев еврейской истории. По большей части он сам был виноват в своих бедах, вызванных его необузданной чувственностью, которая сочеталась с не столь уж невинным простодушием. В каждом из известных нам злоключений Самсона его предавала филистимлянка, но он снова и снова повторял ту же ошибку.
В большей мере, чем другие исторические личности того времени, Самсон, учитывая его чудесное рождение и сверхчеловеческую силу, напоминает мифологического героя. Однако легенды о его подвигах столь подробны, что, может быть, скрывают за собою исторический персонаж. Более того, сами его слабости обличают в нем человека, личность.
Трагическая судьба Самсона в некоторых отношениях более характерна для греческих мифов, чем для еврейских преданий. В то же время в нем нет ничего суетного и мелочного — это титаническая фигура, которой жизнь тесна, личность, щедрая духом и великолепная в своем безрассудстве, достигающем кульминации в последнем, полном дерзости, поступке.
К тому времени, когда в конце двенадцатого века до новой эры Самсон появился на исторической арене, ханаанеяне уже не представляли для евреев опасности. Однако власти сынов Израиля над Землей обетованной стали угрожать филистимляне, народ, пришедший в Ханаан из-за моря примерно тогда же, когда евреи вышли к Иордану. Торговцы и мореплаватели, филистимляне осели на южной прибрежной равнине, где создали пять городов-государств и стали возделывать плодородную землю. Развитию земледелия у них несомненно способствовало использование сельскохозяйственных орудий из железа.
Владение искусством выплавлять железо сделало филистимлян, как и ханаанеян, опытными воинами. Имеются данные о том, что сфера их влияния начала распространяться за пределы пяти городов. Их присутствие в особенности сильно мешало небольшому колену Дана, часть которого вынуждена была переместиться севернее, в новые области. Тем не менее, Самсон, происходивший как раз из колена Дана, вступил с филистимлянами в единоборство, продолжавшееся два десятилетия.
Несмотря на священный завет с Богом, евреи не всегда жили по тем высоким меркам, которые сами для себя установили. Библия объясняет их беды постоянным забвением обязательств по отношению к Всевышнему. Сама история Самсона начинается с таких слов: "Сыны Израиля продолжали делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки филистимлян на сорок лет" (Суд., 13:1).
И Моисей, и Иисус Навин, и Девора вели народ за собой, являясь для всех примером праведности. Самсон же, в отличие от своих великих предшественников, не раз нарушал Божьи заповеди.
Само появление Самсона на свет было чудом, ибо его мать много лет страдала бесплодием. Согласно библейскому рассказу, ее посетил ангел и предрек:
Итак, берегись, не пей вина и сикера, не ешь ничего нечистого. Ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиль от руки филистимлян.
Суд., 13:4,5
Иными словами, судьба Самсона была предрешена: он должен был стать назореем (назиром)* и посвятить себя Богу. Если иметь в виду последующие поступки Самсона, весьма далекие от праведности, это может показаться парадоксом. Однако колоссальная сила Самсона была даром небес, и он выполнил план Всевышнего, даже не всегда понимая, что и зачем он делает.
Самсон предъявил филистимлянам личный счет, но его единоборство способствовало освобождению сынов Израиля от иностранного гнета и служило интересам всего народа. Предание о Самсоне надлежит рассматривать именно в этом контексте.
Самсон отличается от других персонажей Библии еще и тем, что главным его достоинством была огромная физическая сила. Обычно успех еврейских героев был следствием отваги, инициативы, быстроты реакции и смекалки в борьбе против более могучего противника. Еврейская история — это, по большей части, история победы слабого над сильным. Тем не менее, сила Самсона никак не зависела от его природных физических данных, это — дар небес, результат завета с Богом. Утратив знак своей связи с Господом — неостриженные волосы, Самсон лишился силы. Божественный дар обычно выражается в нравственной, духовной или интеллектуальной мощи. История Самсона показывает, что Господь может наделить Своего избранника и мощью физической.
Став взрослым, Самсон немедленно выразил желание жениться на филистимлянке — несмотря на неодобрение его родителей, которые настаивали на том, чтобы он взял в жены еврейку. Однако Библия недвусмысленно свидетельствует, что таков был Божий промысел: "Отец его и мать его не знали, что это от Господа, и что он ищет случая отомстить филистимлянам. А в то время филистимляне господствовали над Израилем" (Суд., 14:4).
По дороге к своей будущей жене Самсон повстречал льва и убил его голыми руками. Возвращаясь домой, он обнаружил, что в трупе льва завелись пчелы, и извлек из него мед. Впоследствии, на свадебном пиру, Самсон озадачил гостей-филистимлян загадкой, пообещав им, если они разгадают ее, "тридцать синдонов" и тридцать перемен одежд" (Суд., 14:12). Загадка строилась на том парадоксе, что пчелы поселились в трупе льва и накопили там мед, то есть "из ядущего вышло ядомое, а из сильного вышло сладкое" (Суд., 14:14). Гости не сумели отгадать загадку, но уговорили молодую жену Самсона выведать у мужа секрет.
После того, как гости дали Самсону верный ответ, он, поняв, что произошло, разгневался. Обещанное, однако, надлежало исполнить. Самсон так и поступил, но на особый лад: он убил тридцать филистимлян, а их одежду отдал тем, кто разгадал загадку.