Иудея подверглась опустошению: крепости были разрушены, деревни уничтожены, население частью перебито, частью продано в рабство, вечный город Иерусалим стерт с лица земли. Что не удалось Антиоху, того добился римский император Адриан. Маленький и упрямый еврейский народ потерпел полное поражение и подвергся рассеянию.
К концу 135 года, согласно римскому историку Дио Кассию, пятьдесят еврейских укреплений и почти тысяча деревень были сровнены с землей. Пятьсот восемьдесят тысяч мужчин, женщин и детей погибли, бесчисленное множество евреев было продано в рабство и умерло от голода и болезней.
Еврейское предание гласит: "Они (римляне) убивали жителей, покуда кровь не потекла рекой, в которую кони погружались по ноздри, и река эта текла, ворочая огромные камни, и впадала в море, и было море красным..."
Симон Бар-Кохба, вождь-деспот, решительный и жестокий, сумел, подобно царю Давиду и Иуде Маккавею, объединить под своим началом еврейский народ. Римлянам пришлось вызывать легионы из дальних провинций, Британии и Испании, чтобы подавить восстание. Иудея оставалась свободной менее четырех лет, но к тому времени, когда евреи потерпели поражение, зашатались самые основы могущественной Римской империи.
В Иерусалиме и по всей Иудее евреи укрепляли города, строили крепости, откуда они совершали опустошительные набеги на захватчиков-римлян. Вдохновленные Бар-Кохбой, повстанцы выдерживали натиск все новых и новых сил, посылаемых против них Римом.
Бар-Кохба быстро создал себе авторитет непобедимого вождя еврейского народа — об этом говорят масштабы восстания. Сам Бар-Кохба, бесспорно, был отважным воином и искусным полководцем, а также сильной личностью, способной вести за собой других. Однако только когда рабби16 Акива, прославленный мудрец того времени, провозгласил Бар-Кохбу долгожданным мессией, то есть спасителем, воображение народа воспламенилось и широкие массы примкнули к его движению.
От тех, кто хотел вступить в армию Бар-Кохбы, требовалось проявить исключительную силу и выдержку. Согласно одной легенде, каждый претендент должен был отрезать себе палец в доказательство решимости и преданности. Когда раввины запретили такое членовредительство, противоречащее принципам иудаизма, добровольцам начали предлагать иное испытание: на скаку выдернуть из земли молодой кедр.
Что до самого Бар-Кохбы, то он, как гласит предание, "подставляя колено, ловил камни, пущенные неприятелем из катапульты, и метал их обратно, поражая многих врагов".
Несмотря на жестокость и настойчивость, проявленную римлянами, Тинею Руфу (Руфусу), римскому наместнику, не удалось подавить восстание собственными силами, и император Адриан вынужден был отправить в Иудею губернатора Британии Юлия Севера, чтобы покончить с мятежом.
Имея в качестве подкрепления не менее трех легионов. Север взялся за дело, методически уничтожая очаги сопротивления евреев один за другим. Если это было необходимо. Север подвергал крепость, деревню или даже пещеру осаде и ждал, пока защитники не перемрут от голода и жажды.
Поскольку шестьюдесятью годами ранее Иерусалим уже был разрушен римлянами, а толстые городские стены снесены, на этот раз столица не смогла долго держаться под натиском легионов. Однако, когда римляне взяли Иерусалим, еврейские воины укрылись в своем последнем убежище — Бетаре, в восьми километрах южнее.
Летом 135 года после длительной и кровопролитной осады Бетар пал. Бар-Кохба был убит. По еврейскому преданию, Адриан распорядился доставить к себе голову еврейского мятежника и, глянув на нее, воскликнул: "Кто одолел бы его, не убей его Бог?"
К сожалению, сведения о восстании Бар-Кохбы отрывочны. В нашем распоряжении нет истории этого сопротивления — лишь краткие упоминания в трудах римских историков да предания, записанные в Талмуде17. Хотя недавние археологические открытия в некоторых отношениях заполнили белые пятна, ничего сравнимого с Книгами Маккавейскими у нас нет.
Тем не менее на масштабы военных действий указывает Дио Кассий, который, красочно описав разорение Иудеи и уничтожение ее жителей, добавляет:
К тому же, в этой войне погибло множество римлян. Потому письмо Адриана Сенату не начиналось излюбленной фразой других императоров: "Если вы и дети ваши здоровы — хорошо. Я и мои легионы здоровы".
То, что в отчете императора нет этих слов, указывает, каких жертв стоило римлянам подавить восстание.
Историк присовокупляет, что евреи за пределами Иудеи, "как и многие прочие народы", приняли участие в восстании, "и весь мир, можно сказать, содрогнулся". Таким образом, несмотря на отсутствие прямых свидетельств, ясно, что речь идет не о незначительном бунте, а о серьезном столкновении, которое поставило под угрозу стабильность Римской империи.
Восстание Бар-Кохбы стало кульминацией двухвековой борьбы между Римом и Иерусалимом и третьим по счету конфликтом между ними за семьдесят лет.
Итог противостояния маленького народа и огромной империи был однозначным: евреи были разбиты наголову. И все же, в то время как о пребывании римлян в Эдец-Исраэль напоминают лишь груды камней в израильских пустынях, упрямые евреи не только сохранились как народ, но и восстановили свое государство.
Героем этого очерка мог бы стать и любой другой вождь еврейского национально-освободительного движения, однако известно, что в более ранних по времени войнах против Рима лидеры различных еврейских группировок сражались друг с другом не менее яростно, чем с врагом. Один только Бар-Кохба объединил народ и повел его на борьбу против захватчиков. Поэтому он и избран автором из числа тех, кто осмелился подняться на бой против непобедимой империи. Дабы вписать восстание Бар-Кохбы в исторический фон, мы кратко расскажем о предшествующих событиях.
Как мы уже знаем, не кто иной, как Иуда Маккавей, способствовал вмешательству Рима в жизнь Иудеи, обратившись за помощью к Сенату в 161 году до новой эры. В течение многих лет отношения между евреями и Римом оставались вполне корректными. Однако шло время, и столкновение между двумя народами становилось неизбежным.
Династия Маккавеев просуществовала около столетия, после чего власть была узурпирована перешедшей в иудаизм династией с юга Идумеи. Самым известным правителем, вышедшим из этого клана, был Ирод Великий (Хордос)
. Его потомки стали, по существу, вассалами Рима. После того как династия утратила право на иудейский престол, Рим начал управлять провинцией непосредственно, через своих прокураторов.
Евреи, которые и во времена Иродов порою устраивали мятежи, стали особенно склонны к волнениям при прокураторах, которые, будучи выходцами из небогатых семей, за счет налогов пополняли собственные кошельки, чем отягощали и без того суровую имперскую фискальную политику.
В эпоху римской гегемонии многие евреи начали верить в приход мессии, спасителя и искупителя из дома Давидова, который должен был избавить их от чужеземного гнета и возвестить на земле царство мира и справедливости.
Вера эта зиждилась на том библейском отрывке, в котором пророк Нафан от имени Бога обещает Давиду, что царство его будет вечным: "И будет непоколебим дом твой и царство твое навеки пред лицем Моим, и престол твой устоит вовеки" (II Цар., 7:16).
.В сочетании с пророчествами Исайи (Иешаяху) и Михея (Ми-хи), предрекавшими "последние дни", после которых наступит эпоха всеобщего мира, когда люди "перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы" (Ис., 2:4), вера в спасителя-мессию приобретала в период римского владычества все большее значение.
Знаменитые свитки Мертвого моря, обнаруженные в 1947 году в пещерах Иудейской пустыни к востоку от Иерусалима, неподалеку от Кумрана, показывают, что Иисус из Назарета был не единственным из числа тех вождей-патриотов, которых их последователи считали мессией. В Кумране существовала религиозная секта, отождествляемая большинством исследователей с ессеями, описанными римским историком Плинием.
В то время в Иудее было немало таких сект. Как явствует из свитков, члены кумранской общины, кое в чем напоминающие ранних христиан, верили, что их глава, безымянный "Учитель праведности", и есть мессия.
По мере того как римские прокураторы проводили все более жесткую политику, евреи все чаще поднимали мятежи. Десятилетие анархии и кровопролития в Иерусалиме завершилось Иудейской войной 66 — 73 годов, подробнейшим образом описанной римским историком еврейского происхождения Иосифом Флавием (Иосефом Бен-Маттитьяху).