Top.Mail.Ru

История вины

28.07.2011

Тема Холокоста в кинематографе последних десятилетий — одна из самых востребованных. И в самом деле: эпический «Список Шиндлера», камерный «Пианист», гротескная «Жизнь прекрасна», слащаво-ужасный «Мальчик в полосатой пижаме». Кажется, что тема Холокоста эксплуатировалась на протяжении десятилетий столь обильно, что трудно придумать здесь что-то новаторское. Однако французская лента «Ключ Сары» (Sarah’s Key), возможно, заставит вас изменить устоявшееся мнение.
 
Фильм рассказывает не только о событиях Второй мировой войны, но и о послевоенной жизни жертв и их гонителей.  Действие «Ключа Сары» развивается в двух эпохах: в 1942 году (когда 12 884 парижских евреев собрали на велодроме Вель д'Ив, а затем депортировали в Освенцим) и в 2002-м (к 60-летию облавы американская журналистка Джулия Джармонд собирает материалы и свидетельства трагедии). 
 
События на велодроме — одна из самых темных страниц французской истории. Вспоминать о ней французы не любят из-за безусловного комплекса вины: вся операция, носившая издевательское название «Весенний ветер», была осуществлена хотя и по немецкому приказу, но непосредственными исполнителями были французы. В 1995 году президент Жак Ширак официально признал ответственность французского правительства за депортацию парижских евреев в Освенцим.
 
Роль Джулии Джармонд исполняет британская актриса Кристин Скотт Томас, не упускающая случая блеснуть на экране своим безупречным французским. По сюжету, Джулия — американская журналистка, вышедшая замуж за француза и живущая в Париже. Случайно Джулия узнает, что родственники ее мужа были причастны к той облаве 60-летней давности, и что она сама живет в квартире, ранее принадлежавшей депортированной еврейской семье. Журналистка начинает расследование.
 
Вскоре Джулия знакомится с историей девушки по имени Сара: узнает о ее попытке, спасти от жандармов своего брата, о бегстве из транзитного лагеря и о тщетных попытках уже взрослой Сары забыть свое прошлое. И Сара, как жертва, и родня мужа Джулии, как коллаборационисты, не избежали в те годы психологической травмы, независимо от того, по какую сторону баррикад они находились.
 
Режиссер Жиль Паке-Бренне рисует последовательную картину: за трагическими событиями 40-х следуют последующие годы — вхождение Сары во взрослую жизнь. Особенно сильны в психологическом плане эпизоды, посвященные расследованию Джулии.
 
Сценарий создан на основе англоязычного  романа Татьяны де Росней «Дневник Сары». «Книга  не является историческим исследованием и никогда не претендовала на звание такового. Это дань памяти детям, попавшим в облаву на велодроме Вель д’Ив. Детям, которые не вернулись домой. И тем, кто выжил, чтобы рассказать об этом», — пишет в предисловии автор.        

Николай Лебедев

{* *}