Top.Mail.Ru

Загадки Восточной стены

11.10.2012

Нет необходимости знакомить наших читателей с Западной стеной Храмовой горы. Ее южная часть известна под именем Котеля, Стены Плача — этоместо, отведенное 500 лет назад турками для еврейских молитв. Продолжение стенык северу скрыто за домами, но подземную ее часть можно увидеть в последниегоды, спустившись в «туннели Котеля». Сегодня я хотел бы привлечь ваше вниманиек другой стене, пожалуй, даже более важной, но во многом преданной забвению иучеными, и паломниками — к Восточной стене.

Стена эта служит одновременно стеной Храмовой горы и наружной городской стеной(т.е. стеной Старого города). И эту роль она выполняет со времен основанияХрама, т.е со времени правления царя Шломо (X век до н.э.). Древность ее фундаментов очевиднахотя бы из геодезических соображений — она возвышается над крутым склоном,спускающимся в долину Кедрон. Даже если кто-то захотел бы сместить ее выше илиниже по склону, это было бы непростой инженерной задачей. Однако сами камнистены свидетельствуют о ее древности.

Подобно другим стенам Храмовой горы, в Восточной стене можно увидеть рядыразных исторических периодов. Верхние ряды камней принадлежат туркам, ниже —культурный слой эпохи крестоносцев, еще ниже — арабское строительство временпервых халифов. Громадные камни, характерно обтесанные по периметру и с ровнойлицевой поверхностью, знакомые каждому, кто молился у Котеля (как раз междуэтими камнями многие молящиеся засовывают пресловутые записки), принадлежатэпохе царя Ирода (вторая половина I века до н.э.). Из точно таких же камней выстроена Маарат а-Махпела(Пещера праотцев) в Хевроне — тоже продукт «строительной лихорадки» временИрода. Так вот, с запада и с юга эти иродианские камни доходят до самого низа —до скалы. В восточной же, ниже этих камней, есть более древняя кладка.(Впрочем, не на всем протяжении стены — южные 30 метров пристроены Иродом.)Когда же была сложена та часть стены, которая древнее Ирода?

Участок Восточной стены. Слева иродианская кладка, справа — более древниекамни. Фото RichardNowitz.

Стена царя Шломо

По этому поводу существуют три версии. Или стена восходит к временам Шломо, илик персидской эпохе (т.е. к временам Эзры и Нехемии), или же, наконец, квременам Хасмонеев, тех самых, победу которых над греками мы празднуем вХануку. Выдающийся французский археолог Э. М. Лаперруза доказывает , что нижниеряды камней — частью доступные обозрению, но преимущественно скрытые под землей— принадлежат эпохе царя Шломо. Аргументы, приводимые им, делятся на двегруппы: археологические и исторические.

Археологи уже и до него отметили, что древняя эта кладка носит явные чертыфиникийского влияния. Обычно было принято сравнивать ее с кладкой аналогичныхстен в финикикйских храмах VI века до н.э., как, например, в Библе и Сидоне. Однако Лаперрузапоказывает, что финикийские мастера строили такие же стены и в более ранниевремена, причем как у себя в Финикии, так и в Земле Израиля. Самая старая из подобныхнаходок (в городе Угарит) относится аж к XIV веку. Тем самым археология не позволяет точнодатировать стену, о которой идет речь, предлагая почти тысячелетний интервал.Но следует указать, что Танах прямо сообщает нам об участии финикийцев в строительствеХрама при царе Шломо.

Финикйская стена в Угарите (Рас-Шамра), Сирия, XIV в. до н.э. Фото Cl.-F. A. Shaeffer.

Историк предлагает другую линию рассуждения: для того, чтобы датировать стенуболее поздним периодом, нужно понять, кто смог бы разрушить опору, удерживавшуютысячи тонн грунта, и кто мог бы построить ее заново. Единственный кандидат натакую разрушительную деятельность — вавилонский царь Навуходоносор. Однако еслибы это был он, то вернувшимся из Вавилона изгнанникам во главе с Зерубавеломнадо было бы эти стены восстанавливать. Строительный проект, которыйреализовывали при Шломо десятки тысяч подневольных рабочих в течение десятилетий,был не под силу кучке репатриантов, восстанавливавших Храм во враждебномокружении.

Итак, мы приходим к выводу, что фундамент и нижние ряды кладки Восточной стены возведеныс использованием финикийской строительной техники в эпоху Первого Храма,предположительно во времена царя Шломо (хотя мы не можем опровергнуть болеепозднюю датировку, например эпохи царя Хизкягу — VIII в. до н.э).

Врата милосердия

Во времена Храма основной вход на Храмовую гору находился с южной стороны, дополнительный— с запада. Ворота Восточной стены носили особый, церемониальный характер. Онииспользовались при церемонии сожжения рыжей коровы на Масличной горе и, видимо,через них же выводился в Йом Кипур козел, которому выпадал жребий идти кАзазелю. Ворота эти назывались Сузскими, в честь персидской столицы Суз(Шушан), изображение которой было помещено над воротами, как рассказывает наммишна Миддот.

В наши дни мы также видим в Восточной стены единственные ворота, заложенныеснаружи, а внутри состоящие из двух ворот. Таджикский поэт Насир Хосров, посетивший Иерусалим в 1046 году, описывает этиворота, тогда еще открытые, и приводит названия двух половин: Врата Покаяния иВрата Милосердия.

Возникает вопрос: как соотносятся эти ворота — единственные с востока — с Сузскимиворотами, которые были единственными с востока 2000 лет назад? В промежутке,правда, был период, когда в южной части Восточной стены находились еще одниворота, которые теперь лишь угадываются в стене, но их упоминает, в частности,еврейский мудрец и путешественник XIV века Кафтор ва-Ферах. Лучшевсего на этот вопрос ответили бы археологические раскопки, но мусульманепостепенно, шаг за шагом превратили все пространство, примыкающее к стене, вкладбище. Говорят, что так они надеются предотвратить приход пророка Элиягу, которыйдолжен привести Мошиаха. Пророка, положим, они не остановят, а вот археологов —очень даже успешно задерживают. Настолько, что в последние годыраспространилась среди арабов Иерусалима мода устраивать там фальшивые могилыбез покойников — только для захвата земли. Ну, это так, к слову пришлось.

Однако кое-что мы все-таки знаем. Апрельским днем 1969 года вдоль этих воротпрогуливался американский ученый Джеймс Флеминг . В те годы, сразу после Шестидневнойвойны, сделать это было значительно проще, чем сейчас. Он был увлеченфотографированием ворот и вдруг провалился в подземную полость почтидвухметровой глубины, наполненную человеческими костями, расположенную подюжной оконечностью ворот. Под существующими воротами лежат другие ворота, болеедревние! Флеминг показывает на основе анализа техники кладки, что это неримская работа. Следовательно, там лежат ворота времен Храма. Осталось толькоузнать, какого именно — Первого, Второго или же результата реконструкции Храма Иродом. Будем ждать, пока страхмусульман перед еврейским Мошиахом пройдет (или будет преодолен), и в этоудивительное место доберется лопатка археолога. Хотя бы.


Меир Антопольский

{* *}