Top.Mail.Ru

Искаженное пророчество

22.10.2012

В предыдущей статье мы обсудили прошлое восточной стеныХрамовой горы и ворот в ней, ведущих в сторону Масличной горы. Сегодня я хочу коснуться будущего этих мест. Будущее это предсказано еврейскими пророками, нос веками к пророчествам прибавились легенды и традиции, родившиеся в сложномвзаимодействии иудаизма с порожденными им религиями — христианством и исламом. Например, все слышали, что покойники, похороненные на Масличной горе, восстанутиз мертвых первыми. Откуда взялась эта традиция?

Для понимания пророческих образов важно помнить, что на протяжении как древнейистории, так и большей части средних веков город Иерусалим примыкал к Храмовойгоре с юга и с запада, в то время как с севера часто приходили враги. Крометого, вообще север (цафон) в символике Танаха обычно связан с отрицательнымисилами, как, например, в знаменитом пророчестве Ирмеягу: «И сказал мне Господь:с севера начнется бедствие для всех жителей земли этой» (Ирмеягу 1:14).

С востока же от Храмовой горы идет крутой спуск в долину Кедрон, за нейМасличная гора, а дальше простирается бескрайняя пустыня. Туда, в пустыню,уводят козла, которому выпал такой жребий в Йом Кипур. Туда, за поток Кедрон,уходит царь Давид во время восстания его сына Авшалома. Оттуда же пророки ждутприхода Мошиаха.

Восточная же стена Храмовой горы становится главным местом еврейских молитв напротяжении первых полутора тысяч лет после разрушения Храма — в частности,потому, что доступна без входа в сам город (вход евреям в Иерусалим былзатруднен, а подчас и невозможен). Только в последние столетия Западная стена(Котель) занимает ее место.

Главный источник, связанный с этой стороной света, — пророчество Захарии:«Тогда выступит Господь и ополчится против этих народов, как ополчился в деньбрани. И станут ноги Его в тот день на горе Масличной, которая перед лицемИерусалима к востоку; и раздвоится гора Масличная от востока к западу весьмабольшою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее — к югу. И выпобежите в долину гор Моих, ибо долина гор будет простираться до Ацала; и выпобежите, как бежали от землетрясения во дни Узии, царя Иудейского; и придетГосподь Б-г мой (14:3-5).»

Относительно места, именуемого Ацал, существуют сомнения. Выдающийся археологКлермон-Ганно предположил, что это место (называемое «вади Ясул» по-арабски или«нахаль Эцель» на иврите) — долина к югу от Масличной горы, за которой лежатрайоны Талпиот и Абу-Тор.

Пророческий образ Захарии показывает нам, как с востока, со стороны Масличнойгоры входит Шхина, Б-жественное Присутстствие (или Мошиах), неся с собойспасение от враждебных армий. Гора при этом раскалывается надвое, а люди втрепете бегут в долину — то есть в долину Кедрон и по ней к Ацалу, видимо, наюг.

Второй образ мы находим у пророка Йоэля: «Ибо вот, в те дни и в то время, когдаверну Я обратно плененных в Иудее и в Иерусалиме, Я соберу все народы и сведуих в долину Иеошафата, и буду судиться там с ними за народ Мой и за удел Мой —Исраэль, который они рассеяли среди народов, и за землю Мою, которую ониразделили (Йоэль,4:1-2)».

Здесь впервые возникает образ Суда конца времен, причем, обратите внимание, чтоэто вовсе не тот «Страшный суд», который известен нам из христианской имусульманской традиций. Это суд над народами мира, преследовавшими еврейскийнарод и изгнавшими его из его страны.

Следует отметить, что отождествление долины Иеошафата с долиной Кедрон в текстеПисания не прослеживается. И вообще не очевидно, что пророк имеет в видуконкретное ущелье, ведь название «Иеошафат» может быть именем собственным (так,например, звали царя Иудеи в эпоху Первого Храма), а может быть понято каксимволическое имя, означающее «Господь рассудит». Впервые мы слышим оботождествлении Кедрона и долины Иеошафата в раннехристианскую эпоху.Путешественник из Бордо в 334 году пишет: «Также, если идти из Иерусалима вворота, находящиеся на востоке, чтобы подняться на гору Масличную — [там]долина, называемая Иосафатова». Аналогичное свидетельство приводится и в «Ономастиконе»(т.е. словаре библейской географии) Евсевия Кесарийского, христианского автораIV века.

Затем, в средние века, для жителей и посетителей Иерусалима уже не остаетсясомнения, что долина Иеошафата — это и есть долина Кедрон. В частности, в XIV веке об этом прямо пишетеврейский путешественник и мудрец Кафтор ва-Ферах.

Христианство вносит новые мотивы в отношение к долине Кедрона. Масличная горасвязывается в евангельском рассказе с предательством Иуды и арестом Иисуса.Соответственно, христианским авторам было логично предположить, чтоарестовавшие Христа стражники ввели его в город через восточные ворота.

Далее на эту логичную ассоциация накладывается еще одна — «вход Иисуса вИерусалим». Евангельский рассказ повествует о въезде учителя в Иерусалим верхомна осле, причем толпа встречала его радостными криками. Предположить, что онвъехал в Иерусалим с востока, может только человек, вовсе не знакомый сместностью: большие караванные процессии с древних пор входят в Иерусалим ссевера и с запада, но никак не со стороны пустыни. Однако средневековые легендысоединили триумфальный вход и трагический в одно событие, ассоциирующееся супомянутыми мессианскими пророчествами. И поэтому когда византийский императорИраклий, победив в 639 году персидского царя Хосроя II, хочет торжественновозвратить в город отбитую у врага святыню, он вносит крест именно черезвосточные ворота (это описано, например, в «Золотой легенде»). История эта превратиласьв отдельный праздник христианского календаря и изображена на несколькихзнаменитых картинах. Интересно было бы знать, какие это были ворота —заложенные ныне Ворота милосердия, ведущие на Храмовую гору, или более северныеворота, соответствующие нынешним Львиным.

Мусульманская традиция, как это часто происходит, берет еврейские ихристианские образы и по-своему развивает их. Если Масличная гора связана сприходом Мошиаха, а долину мы связали с Судом в конце времен, то где же ещебыть Воскресению мертвых и Страшному Суду? Читаем Насира Хосрова, таджикскогопоэта, посетившего Иерусалим в 1046 году: «Если пройдешь за мечеть [т.е. заХрамовую гору], раскрывается большая бесконечная ровная долина, называемаяСахирэ. Говорят, что эта равнина и будет местом Воскресения мертвых и что тампроизойдет страшный суд. По этой причине туда собирается много народу со всехконцов мира и селятся там, чтобы умереть в этом городе и, когда придетназначенный Господом великим и преславным срок, явиться на место свидания... Накраю этой равнины — большое кладбище, где похоронено много святых людей...»

Обратите внимание, что Хосров не говорит о вероисповедании людей, которыеселятся, умирают и похоронены к востоку от Храмовой горы. Из других источниковтого же времени мы знаем о трех кладбищах — мусульманском под стеной,христианском в северной части долины и еврейском на склоне Масличной горы.Евреи, однако, наиболее основательно подошли к идее о необходимости лежатьпоближе к месту воскресения мертвых. На протяжении всего средневековья и вновое время все, кто могли, стремились упокоиться на этом древнейшем еврейскомкладбище в мире, и оно разрослось значительно больше, чем два других.

Продолжаем читать Хосрова: «Между мечетью и этой равниной Сахирэ лежит большаяглубокая долина... Молва гласит, что долина эта — долина Геенны. Я спросил,почему ее так прозвали. Мне ответили: “Во время своего халифата Омар сын Хаттаба, да помилует его Господь, разбил наравнине Сахирэ свой лагерь. Увидев эту долину, он молвил: это долина Геенны. Простой люд говорит, что всякий, ктодойдет до конца этой долины, услышит голоса грешников в аду и что оттудадоносятся крики. Я ходил туда, но ничего не слыхал».

Итак, у мусульман долина обретает третью коннотацию — входа в ад. Безусловно,танахическая долина (гей) Бен-Ином (или же Бней-Ином) — это совсем другаядолина, расположенная к юго-западу от Старого города, там, где сейчас находитсяСинематека. Однако уже в последние века существования Храма название этойдолины превращается в Гееном и в этом качестве становится именемнарицательным, означающим ад. В этом смысле гееном упоминается и в Мишне, и вевангелиях. Это предположительно связано с тем, что в давние времена долинаслужила местом отправления каких-то отвратительных языческих культов, вероятносвязанных с человеческими жертвоприношениями. А затем, в эпоху Второго Храма,она была превращена в место сжигания отходов — может быть, как реакция надурное прошлое. Сочетание двух этих образов и породило связь с понятием ада.

Когда же Омар во главе мусульманского войска приходит в Иерусалим и разбиваетлагерь на Масличной горе, ему, по-видимому, говорят, что перед ним местобудущего Страшного суда, и он связывает долину с известным ему понятием Геенома.

Итак, мы установили, как видения еврейских пророков, подобно лучу, попавшему вкомнату, полную зеркал и призм, преломляются на протяжении веков в комплексевзаимодействий Израиля, Эсава и Ишмаэля, переходя из книжной учености кнародным верованиям и обратно. Глядя в сторону Масличной горы, и те, и другие,и третьи ждут прихода Мессии, чают воскресения мертвых и ожидают судаВсевышнего, которые должны состояться в этих местах.

Ждем Мошиаха каждый день, даже если он задерживается, как сказал Рамбам.

{* *}