Top.Mail.Ru

Самые первые еврейские деньги

18.10.2013

Самые первые монеты в истории древнего еврейского государства отчеканили Хасмонеи — потомки героических Маккавеев. Так уж получилось. До восстания Маккавеев у евреев долгое время не было независимости, а еще раньше, во времена славных царей из дома Давида, не было и монет...


Упоминание о еврейских деньгах содержится в Первой книге Маккавеев. Царь Селевкидской державы Антиох VII пишет Шимону Маккавею, возглавлявшему евреев: «Оставляю теперь за тобою все дани, какие уступали тебе цари, бывшие прежде меня, и другие дары, какие они уступали тебе; дозволяю тебе чеканить свою монету в стране твоей... (15:5-6)».

Ученые долго и упорно искали монеты Шимона Маккавея, но до сих пор ничего не обнаружили. Вероятно, Шимон, будучи все-таки не вполне самостоятельным правителем, а вассалом Антиоха, так и не успел отчеканить собственные деньги. Тем более что в той же книге Маккавеев дальше написано, что лживый Антиох позднее отменил все обещанные Шимону привилегии: «...и отверг все, в чем прежде условился с ним, и отчуждился от него... (15:27)».

Поэтому первым независимым еврейским правителем, чеканившим свою монету (первую в еврейской истории), был, по-видимому, Йоханан Гиркан
I, сын Шимона Маккавея, внук Матитьягу, пославший, по примеру многих других вассалов Селевкидов, дряхлую империю подальше.

Проблема с идентификацией хасмонейских монет (да и многих других, более поздних) состоит в том, что на них не указаны ни год чеканки, ни какая-либо иная информация, удостоверяющая эпоху. А имена правителей часто даны не полностью. У хасмонейских царей, потомков Маккавеев, несмотря на всю их антиэллинистическую идеологию, были двойные имена — одно греческое, другое еврейское: Йоханан Гиркан, Йегуда Аристобул, Александр Яннай и т.д. Не у всех Хасмонеев мы знаем оба их имени.

При этом на монетах они часто писали лишь еврейское имя, так что запутать современных ученых им было чем... Вначале, когда были найдены первые хасмонейские монеты, ученые и нумизматы ликовали: шутка ли, найдены монеты великих Макаавеев — Йоханана, Йонатана, Йегуды...

Однако затем археологические и палеографические данные и логика убедили ученых в том, что первым Маккавеям так и не удалось отчеканить собственную монету. Деньги вообще в то время были сравнительно новой вещью. Из Малой Азии они распространились по всему региону, вероятно, после завоеваний Александра Македонского, связавшего вместе огромные территории. Финикийские города средиземноморского побережья один за другим отделялись от разваливавшейся Селевкидской империи и начинали чеканить свои монеты.

Их примеру последовали и евреи. Видимо, Хасмонеи сначала использовали селевкидские деньги и лишь в самом конце
II века до н.э. Йоханан Гиркан отчеканил собственную монету.

К слову, все монеты Хасмонеев были бронзовыми (не считая поздних и редких свинцовых экземпляров, предназначение которых пока толком не ясно) — Земля Израиля небогата и больших торговых операций на внутреннем рынке не осуществлялось. А внешняя торговля была построена на серебряных тирских шекелях. Названия же бронзовой монеты, если таковое вообще было, мы не знаем. Нумизматы иногда называют их «прута» (по аналогии с мелкой еврейской монетой более поздней эпохи), иногда «лепта» (так именовались) мелкие греческие деньги того времени.

Еврейские надписи на монетах были сделаны древним письмом, забытым после возвращения элиты нации из Вавилона. Почему так? Этого мы тоже не знаем. Возможно, Хасмонеи использовали то письмо, которое больше походило на алфавиты соседей (для большего удобства иностранцев), а может, наоборот, стремились подчеркнуть преемственность с древним еврейским царством, разрушенным вавилонянами и ассирийцами за 500 лет до того.

Йоханан Гиркан
I, сын Шимона Маккавея, правил почти 30 лет и, согласно Иосифу Флавию («Иудейские древности», книга тринадцатая, главы 10-11), завещал политическую власть жене, а сан первосвященника — старшему сыну, Йегуде Аристобулу I. Йегуда же повел себя не слишком по-родственному. Мать свою он заточил в тюрьму (Флавий утверждает, что даже уморил ее там голодом). Туда же он отправил и всех своих братьев, кроме любимого, Антигона, назначенного военачальником.

Монету этого милого семейственного человека вы и видите на фотографии. Она относится к наиболее распространенному типу хасмонейских монет (такие же чеканил предшественник Йегуды, Йоханан Гиркан, и преемник, Александр Яннай). На лицевой стороне (справа) — надпись в венке, сделанная на иврите довавилонским шрифтом. На оборотной (слева) — скрещенные рога изобилия и гранат. Согласен, что узнать в закорючке слева рога изобилия и гранат непросто.

Однако существуют монеты этого типа, на которых рисунок сохранился лучше. Кроме того, мотив рогов изобилия, видимо, заимствован с греческих монет соседей. (Ах, за что боролись Маккавеи!) Кстати, этот же мотив присутствует сегодня и на современной монете в два шекеля. Вообще, все современные израильские монеты используют в своем дизайне элементы древних еврейских денег.

Надпись внутри венка гласит: יהודה כהן גדול וחבר יהודים
יהו(«Йегуда коэн гадоль вэ хэвер йеудим»). Что это за таинственное «хэвер (или хавер) йеудим» — никто толком не знает. Большинство исследователей склонно читать это выражение как «хэвер йеудим», считая его еврейской калькой греческого слова συνέδριον (санедрион) — народное собрание (кнессет). Что означает примерно следующее: монета отчеканена превосвященником Йегудой и собранием евреев.

По словам Флавия, Йегуда был первым Хасмонеем, объявившим себя царем (первым царем евреев после падения дома Давида), на что не решались его предшественники, ведь они происходили из рода первосвященников, а не из царской династии. Возможно, впрочем, это обвинение не соответствует действительности, поскольку на монетах своих он себя царем не называл (первым это сделал его преемник и младший брат Яннай).

Впрочем, существует возможность, что Йегуда Аристобул просто не успел отчеканить новые монеты, поскольку правил меньше года. Опасаясь предательства со стороны своего единственного не посаженного в тюрьму брата, он приказал его убить (возможно, это была интрига царедворцев и жены), после чего умер сам (возможно, был отравлен). Его жена (кстати, та самая знаменитая Александра Шлом Цион, Саломея) тотчас выпустила из тюрьмы оставшихся братьев и стала по закону левирата женой Александра Янная, который тут же посадил остальных братьев-конкурентов обратно в тюрьму и принял сан первосвященника, заодно и объявив себя царем.

Известный нам сегодня нумизматический материал из наследия Хасмонеев до сих пор оставляет массу вопросов. Нумизматы продолжают спорить о том, кто же все-таки из Хасмонеев чеканил монеты и когда. Что за таинственный «хэвер йеудим» упоминается в надписях, почему вообще надписи сделаны древним письмом, давно устаревшим ко времени Хасмонеев.

Комментарии к иллюстрации:

Одна из самых интересных монет в моей коллекции — медная монетка Иеуды Аристобула — внука Шимона Маккавея, правнука Матитьяу. Это одна из первых монет в истории независимого еврейского государства...

Yehudah Aristobulus Hasmonean bronze prutah, 104-103 B.C.E., 2.1 gr., 15 mm, die axis 0 deg., Jerusalem mint, aVF, Hendin 465

Оbverse: hebrew inscription: יהודה כהן גדול וחבר יהודים (Yehudah the High Priest and the Council of the Jews), within wreath

Reverse: double cornucopia adorned with ribbons, pomegranate between horns


{* *}