Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
09.02.2012
В конце января состоялась российская премьера фильма канадского режиссера Дэвида Кроненберга «Опасный метод» с Кирой Найтли, Майклом Фассбендером, Вигго Мортенсеном и Венсаном Касселем в главных ролях. Действие картины разворачивается в начале XX века. В центре сюжета — взаимоотношения между психиатром Карлом Густавом Юнгом, его наставником Зигмундом Фрейдом и пациенткой, а затем любовницей, Сабиной Шпильрейн.
Картина создана по мотивам пьесы Кристофера Хэмптона «Лечение словом», которая успешно шла на британской сцене. Кроненберг, которому очень понравилась театральная постановка, решил снять фильм, в основу сюжета которого должна была лечь история взаимоотношений двух самых выдающихся психоаналитиков своего времени. Особенно его заинтересовала Сабина Шпильрейн, еврейка из Ростова-на-Дону, оказавшая значительное влияние на профессиональную деятельность Юнга и Фрейда. «О влиянии личности Шпильрейн на профессиональную деятельность Юнга и Фрейда стало известно лишь тогда, когда была обнаружена переписка двух ученых, — говорит режиссер. — Они были удивительными людьми. Это необыкновенная история».
Кроненберг вполне заслуженно снискал славу одного из самых скандальных режиссеров мирового кинематографа. Он известен прежде всего как создатель захватывающих дух психологических триллеров, исследующих глубины человеческого сознания и пугающих зрителя своей реалистичностью. В 90-х годах Кроненберг специализировался на жанре «боди-хоррор» (букв. «ужас тела», источник ужаса — необъяснимые мутации человеческого тела). Многие из его картин того времени затрагивали проблему грани между нормой и извращением, говорили о зыбкости границы между этими понятиями. В фильмах 2000-х годов Кроненберг в нуаровых тонах рисует беспросветно мрачный мир, где царит коренящееся в самой природе человека насилие.
Дэвид Кроненберг родился 15 марта 1943 года в Торонто в еврейской семье. Его мать, Эстер (в девичестве Сумберг), профессионально занималась музыкой, а отец, Милтон Кроненберг, был писателем и сценаристом. Дэвид с детства увлекался наукой, особенно ботаникой и лепидоптерологией — разделом энтомологии, изучающим чешуекрылых.
Любовь к литературе мальчику привил отец, слывший заядлым библиофилом. Милтон Кроненберг родился в США и в возрасте девяти лет переехал с родителями в Торонто. «Когда я был маленьким, мы ездили в Америку, — вспоминает режиссер, — я помню, как отец водил меня смотреть мемориал Вашингтона и Колокол Свободы в Филадельфии. В Нью-Йорке у меня жил дядя, который преподавал немецкий и драматическое искусство в колледже, я часто приезжал к нему в гости».
«Настоящая фамилия нашей семьи — Форман, — говорит Кроненберг. — В Америке мой дед решил сменить фамилию и стать Кроненбергом — в честь самого богатого жителя его родного местечка в Литве. Фамилия Кроненберг писалась на немецком через «k», и я нередко получал письма от бывших нацистов, которые думали, что мы — родственники» (на английском фамилия режиссера пишется через «c» — Cronenberg, — ред.).
В 1963 году Кроненберг поступил в Университет Торонто на факультет естественных наук, однако затем перешел на факультет английского языка и литературы. В студенческие годы Дэвид, вдохновленный киноработами своего однокурсника Дэвида Сектера, создает два экспериментальных научно-фантастических короткометражных фильма: «Стерео» (1969) и «Преступления будущего» (1970). Именно тогда наметилась основная тема всего последующего творчества Кроненберга — чудеса и парадоксы человеческой психики. В 1975 году он снял свою первую полнометражную картину. Фильм назывался «Мерзость» и рассказывал о создании чудовищного паразита, который проникает в тело человека и вызывает неконтролируемое сексуальное влечение. Следующей работой Кроненберга стал фильм «Бешеная» с порнозвездой Мэрлин Чэмберс в главной роли.
Кроненберг много работал по заказу канадского телевидения. Широкое внимание к режиссеру привлек вышедший в 1982 году «Видеодром» с Джеймсом Вудсом в главной роли, ставший одним из стилеобразующих фильмов десятилетия. В нем рассказывается о воздействии телевидения на зрителей, о том, как неразделимы действительность и фантазия.
В 1986 году Кроненберг снял научно-фантастический фильм ужасов «Муха», повествующий о том, как молодой физик в результате неудачного эксперимента по перемещению в пространстве начинает превращаться в муху. Картина стала одним из лучших образцов жанра биологический хоррор, королем которого заслуженно считается Кроненберг.
В начале 90-х режиссер взялся за экранизацию сюрреалистической утопии Уильяма Берроуза «Голый завтрак». В фильме Кроненберг совместил сюжеты из книг писателя и факты его биографии.
В 1993 году на экраны вышла еще одна экранизация — фильм по мотивам пьесы Дэвида Хванга «М. Баттерфляй». В 1996 году его скандальный фильм «Автокатастрофа» получил специальный приз Каннского кинофестиваля с формулировкой за «художественное мужество».
В 1999 году Кроненберг выпустил фильм «Экзистенция», рассказывающий о тонкостях человеческого сознания в условиях виртуальной реальности.
После «Экзистенции» внимание Кроненберга стало смещаться от ненормальностей телесных к порокам социальным. В 2002 году его фильм «Паук» стал одной из ключевых картин конкурсной программы Каннского кинофестиваля, а в 2005 году режисер там же представил свое новое творение — ленту «Оправданная жестокость». В центре сюжета история бывшего убийцы, который пытается забыть свое темное прошлое, посвятив себя семье и спокойной работе.
«Каждый человек — безумный ученый, а жизнь — это лаборатория. Мы все пытаемся экспериментировать, чтобы найти способ прожить, решить проблемы, отгородиться от безумия и хаоса, — говорит о своих фильмах Кроненберг. — Я не считаю, что делаю то же самое, что режиссеры Джон Карпентер, Джордж Ромеро и даже Альфред Хичкок, как считают многие. Мы просто играем в разные вещи».
Соня Бакулина