Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
29.09.2014
Не раз в истории научных открытий к работе ученых подталкивала необходимость противодействия злоумышленникам. Наука токсикология, к примеру, не возникла бы, если бы с древних времен люди не пытались отравить своих ближних. Мало кто думает в этом ключе об археологии, однако и тут необходимость справляться с разнообразными разрушителями и вредителями во многом стимулирует научную мысль. Например, поколения фальсификаторов древностей заставили ученых разработать замечательно точные методы распознавания подделок.
Один из самых многообещающих археологических объектов в мире — Храмовая гора в Иерусалиме. С того дня, как царь Давид выкупил этот участок у крестьянина по имени Арвана, прошло три тысячи лет, за которые там были воздвигнуты и разрушены оба Храма, не раз сменяли друг друга языческие, христианские и мусульманские места служения. Здесь пророчествовали и проповедовали, молились и торговали, занимались политикой и вели кровавые битвы. Все это оставляло свои следы: монеты и печати, надписи и украшения, кости жертвенных животных и обломки оружия воинов скапливались столетиями, образуя многометровый культурный слой.
Увы, лопатка археолога здесь не поработала, зато ковш экскаватора — еще как. В 1996 – 2001 годах арабы провели масштабные строительные работы в юго-восточном углу Храмовой горы, чтобы превратить в гигантскую мечеть подземное строение, которое крестоносцы прозвали «конюшнями Соломона». На самом деле это никакие не конюшни, а служебные помещения времен царя Ирода, перестроенные позднее, в раннемусульманский период. Чтобы проделать вход в будущую мечеть, десятки тонн бесценного грунта были выкопаны тяжелой техникой и вывезены на свалку, для чего потребовалось более 400 грузовиков. Не спрашивайте, почему все это происходило под носом у израильской полиции, Управления древностей, мэрии и прочих структур, которым положено было бы следить за происходящим. Мирный процесс, «не надо сердить Арафата», сами понимаете. Достаточно сказать, что отчет государственного контролера об этом безобразии до сих пор запрещен к публикации в Израиле.
Потерпев неудачу при попытке предотвратить это преступление против науки, ученые решили извлечь из него максимально возможную пользу. Грунт был собран (к счастью, грузовики просто высыпали большую его часть в долине Кедрон, прямо у подножия Храмовой горы) и перевезен в расположенный неподалеку заповедник Эмек Цурим. Там же был построен небольшой исследовательский центр, функционирующий под покровительством Бар-Иланского университета на частные пожертвования.
Возглавили проект археологи доктор Габи Баркаи и Цахи Двира. Для начала они разработали принцип просеивания грунта. Никакой специальной техники, в основном ручной труд: сначала сухое просеивание через разные сита, затем, после того как более крупные частицы отделяются от песка, промывание водой вручную. Занимаются этим несколько постоянных сотрудников, которым помогают тысячи добровольцев. Многие из них приходят сюда на час-другой (таких уже более ста тысяч человек), другие задерживаются надолго, получают базовую археологическую подготовку и участвуют уже в более сложных работах по учету и сортировке находок.
К настоящему времени при просеивании удалось обнаружить десятки тысяч артефактов (а просеяно за десять лет около половины всего грунта). Часть находок, естественно, повторяется из раза в раз: черепки, куски мозаики, украшения, каменные гирьки (гирьки времен первого Храма особенно интересны, поскольку дают возможность уточнить древние меры веса). Найдено около пяти тысяч монет — начиная с персидских, относящихся к IV в. до н. э. В их числе монеты времен еврейского восстания против римлян (ок. 67 г. н. э.) с надписями «Свободная Иудея» и «Святой Иерусалим», а также вторая в мире находка золотой монеты времен крестоносцев.
В числе прочего обнаружили и замечательную печать с надписью ליה אמר, выполненной древним еврейским шрифтом примерно в VII в. до н. э. Предполагают, что печать принадлежала человеку по имени Элиягу бен Иммер. Семейство священников, сыновей Иммера, известно из нескольких упоминаний в Писании. В частности, «главный смотритель в доме Господнем» по имени Пашхур, сын Иммера, вошел в историю благодаря тому, что побил пророка Ирмиягу (Ирм 20:1).
Несколько найденных языческих фигурок относятся к эпохе Первого Храма и напоминают нам о том, как пророки призывали евреев не вносить идолов в Храм. Как выясняется, не всегда эти призывы имели действие.
Интересно отметить, что при просеивании грунта не удалось найти практически ничего, что относилось бы ко временам, предшествовавшим эпохе царей Давида и Шломо (X в. до н. э.), за исключением одного наконечника хананейской стрелы. Это вполне соответствует библейскому свидетельству о том, что до Храма на этом месте было гумно, а не город или место культа.
Довольно много находок ученые еще не смогли однозначно охарактеризовать. Среди них странные колокольчики, византийский черепок с нацарапанной на нем более поздней еврейской надписью, печати и украшения неопределенной эпохи, необычные игральные кости (судя по всему, римские)... Любители археологических загадок могут рассмотреть фото десятков таких предметов и помочь разгадать их происхождение на форуме проекта.
В научном мире исследование, которое проводится вопреки всем нормам профессиональной археологии, встретили с естественной настороженностью. Ведь послойное изучение, строгая привязка каждой находки к ее расположению в трех измерениях — основа основ археологической науки. Однако нестандартная ситуация заставляет и действовать нестандартно. Постепенно Баркаи и Двира развили целую систему статистического подхода к находкам, позволяющую описывать отдельные горы грунта, даже если к ним мог примешаться грунт из соседней кучи. В последнее время они стали получать на обработку грунт, оставшийся от археологических раскопок в других местах (не только в Иерусалиме, но и за его пределами), просеивать его и сравнивать статистику обнаружения различных артефактов.
Понятно, что Ковчег Завета при просеивании не найдут. Но даже если эта тяжелейшая работа не принесет громких находок, которые перевернули бы наши представления об истории, она, без сомнения, внесет (уже вносит) большой вклад и в изучение истории Иерусалима, и в арсенал археологической науки.