Top.Mail.Ru

«Диктатор» идет в народ

16.05.2012

17 мая в российский прокат выходит фильм Ларри Чарльза «Диктатор» с знаменитым комиком Сашей Бароном Коэном в главной роли. «Диктатор» стал третьим совместным проектом тандема Чарльз-Коэн после фильмов «Борат» (2006) и «Бруно» (2009).

Фильм открывается титром, в котором сообщается, что картина посвящается «светлой памяти незабвенного Ким Чен Ира». После этого, как пишет New York Daily News, каждому становится ясно, что создатели ленты пренебрегают политкорректностью и любыми этическими табу. Напротив, кажется, что Саша Барон Коэн сознательно стремится оскорбить и шокировать каждого зрителя своей ленты. 

По мнению критиков, «Диктатор» не сможет повторить успех «Бората», однако это явно более удачное детище Коэна, чем провальный «Бруно». 

В «Диктаторе» Барон Коэн создает образ неистового расиста и женоненавистника генерал-адмирала Хаффаза Аладина, правителя вымышленной североафриканской страны Вадия. Культ личности тирана в управляемой им стране, само собой, гипертрофирован: так, Аладин завоевывает все золотые медали на организованной им же Олимпиаде, попутно стреляя в иностранных спортсменов и арбитров; активно строит ядерную ракету «Бородатая смерть» с остроконечной верхушкой («Вы же не хотите, чтобы ракета напоминала летающий пенис, не правда ли?»).

Импозантным гардеробом Аладин напоминает покойного полковника Каддафи, а риторикой («наш обогащенный уран будет использоваться исключительно в мирных целях») недвусмысленно намекает на иранскую ядерную программу. Аладин спит с голливудскими звездами (Меган Фокс в роли Меган Фокс), рубит соотечественникам головы, а на его загородной вилле живет уцелевший Усама Бен Ладен.

После того как западные страны осудили программу Вадии по созданию атомного оружия, Аладин в компании своего дяди Тамира (Бен Кингсли) отправляется на заседание Генеральной Ассамблеи ООН, рассчитывая изменить мировое общественное мнение в благоприятную для себя сторону.

По прибытии в Нью-Йорк дядя Тамир, оказавшийся большим интриганом, производит государственный переворот: тайно заменяет племянника его двойником (которого, разумеется, тоже играет Коэн). Настоящий же Аладин, которому податься больше некуда, находит работу в магазине экологически чистых продуктов, которым руководит ультралиберальная феминистка Зоуи (Анна Фэрис). Прочий персонал торговой точки состоит из представителей разного рода меньшинств, иммигрантов и пострадавших в военных конфликтах.

Демократическое управление магазином страшно неэффективно, поэтому Аладин быстро наводит там порядок — устанавливает диктатуру. Одновременно, заручившись поддержкой репрессированного ученого-ядерщика (в Нью-Йорке сконцентрировалась большая община вадийских политэмигрантов), свергнутый диктатор разрабатывает план проникновения в отель, где остановился его двойник, с целью восстановления своей власти. Феминистка Зоуи тоже принимает участие в затее. Ею движет не только стремление помогать обездоленным, но и вспыхнувшее к поверженному диктатору романтическое чувство. Аладин, в свою очередь, обнаруживает, что диктаторам тоже ничто человеческое не чуждо.

Уже само название последнего творения Коэна отсылает к комедии Чаплина «Великий диктатор» (1940), представляющей собой пародию на Гитлера и Муссолини. В финале картины герой Коэна (как и персонаж Чаплина) выступает с высокой трибуны с длинной проповедью, представляющей собой похвалу общечеловеческим ценностям. Он высказывается в том смысле, что демократия тоже не сахар, но ничего лучше человечество пока не придумало. Мысль, конечно, банальна, но российской аудитории она сегодня может показаться особенно актуальной.

Николай Лебедев

{* *}