Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
15.06.2005
Тель-Хай, Холм жизни… Именно здесь погиб Йосеф Трумпельдор, штабс-капитан русской армии, однорукий георгиевский кавалер. Не надо только думать, что у России появились в районе Тель-Хая какие-то особые интересы, а штабс-капитан Трумпельдор командовал солдатами. Командовал, конечно, но не солдатами, а добровольцами, соединявшими крестьянский труд с воинской службой по охране еврейских поселений в Нижней Галилее.
Когда началась Первая мировая, Трумпельдор оказался в довольно щекотливом положении — как российский подданный, оказавшийся в стране противника, поскольку Эрец Исраэль принадлежал туркам. Ему предложили принять турецкое подданство, однако это не соответствовало его планам. Да и принимать подданство враждебной страны российскому боевому офицеру было как-то не с руки.
Турки выслали его в Египет. Таких, как он, оказалось немало, и штабс-капитан вознамерился создать из них добровольческий легион, который под британским командованием должен был обязательно участвовать в освобождении Эрец Исраэль. Вот только английские законы запрещали брать в армию иностранцев. Британцы предложили создать транспортное подразделение, которое можно было использовать на любом участке фронта.
Смею напомнить читателям, что основным транспортом были тогда лошади, а на Ближнем Востоке — мулы и верблюды. Погонщиками вышеназванных животных служили, если помягче выразиться, местные жители, они же, говоря британским языком, туземцы. Так вот, великий Жаботинский от этой идеи отказался сразу. А Трумпельдор ее принял, так как считал: в этой войне любой фронт — поле боя за родину.
На деятельности «Сионского корпуса погонщиков» мы останавливаться не станем, ибо это тема для совсем другого рассказа. Непростые пути создания еврейского войска снова привели его в Россию, где он безуспешно пытался сформировать полк на Кавказском фронте. Когда грянула Октябрьская революция, получил разрешение на создание еврейского полка для защиты еврейского населения. Но тут Россия подписала с Германией мирный договор, затею с полком отменили, а Трумпельдор оказался под арестом, что, между прочим, могло для него кончиться весьма печально: как царский офицер он подлежал репрессиям, а его далеко идущие еврейские замыслы могли представиться яростным недоучкам из лиц еврейского происхождения просто дикими: «А зачем создавать еврейский полк-шмолк, когда мы уже думаем о Мировой — да-да! Мировой! — Рэволюции!». Как бы то ни было, из-под ареста ему удалось уйти, и неугомонный однорукий офицер стал организовывать в России движение «he-Xaлуц», целью которого была подготовка и отправка молодежи в Эрец.
В 1919-м он покидает Россию и через Турцию направляется в землю Израиля. А земля эта, тем временем, стала Британской подмандатной территорией. Наш герой предложил англичанам привезти из России 10 тысяч боеспособных солдат, которые могли бы охранять британские интересы и из которых можно было бы формировать Еврейский легион. Это, однако, не входило в интересы Великобритании.
Тель-Хай — поселение в Верхней Галилее, севернее долины реки Хулы. Земли эти в свое время приобрел барон Эдмонд Ротшильд. В 1918 году здесь поселились ветераны организации «ha-Шомер» («Страж»), которых еще называли «пастухами». Тель-Хай был одним из трех форпостов, защищавших еврейские земли. Трумпельдор много сил отдавал налаживанию здесь боевой и, как сказали бы в Советском Союзе, политической подготовки. Ибо сила духа и уверенность в своей правоте оказались едва ли не важнее умения стрелять, объезжать на коне угодья и давать сдачи.
Соседняя и вечно недружественная Сирия тоже стала подмандатной территорией, но — французской. А уж умение-то нагадить друг другу было доведено британцами и французами до высшей степени совершенства. И это несмотря на только что одержанную общую победу. Французы добились включения долины Хулы в «свою» Сирию. Арабам это не понравилось, и они восстали. Им, беднягам, казалось, что легче всего выместить справедливый гнев на евреях — атаковали группу еврейских поселений и получили отпор, причем весьма для них болезненный. Как сказал бы специалист по вопросу генерал Адальберт Эмм, чья любовь к арабам вызвана нелюбовью к евреям (а больше он про них ничего не знает): «У-у-у!»…
Но победа досталась слишком дорогой ценой: Трумпельдор и пятеро его соратников пали в том бою смертью храбрых.