Top.Mail.Ru

Народ Книги на экране

10.08.2012

За последние 20 лет евреи добились того, что в американском кинематографе их наконец-то начали изображать как нормальных людей. Именно этой остроактуальной проблеме современного киноведения посвящена недавно вышедшая в свет книга Натана Абрамса «Новый еврей в кино», рецензию на которую публикует The Jerusalem Report.

Абрамс преподает киноведение в британском Бангорском университете. Он известен как глубокий ценитель и тонкий критик мирового кинематографа вообще и еврейской темы в нем — в особенности. Свою книгу Абрамс построил весьма нетривиальным образом. В ней, например, есть главы «Евреи и еда» и «Еврей в ванной» (неудивительно, что Бен Стиллер фигурирует в обеих). «Это два чрезвычайно важных аспекта еврейской культуры, которые ранее не были в достаточной степени изучены в контексте кинематографа. Мне показалось логичным написать об этом, поскольку еврейская литература и юмор во многом базируются именно на еде и гигиене», — подчеркнул Абрамс.

За последние 20 лет, отмечает Абрамс, образ еврея в американском кино весьма значительно трансформировался и, можно сказать, «нормализовался». Если раньше самыми типичными евреями на американском экране были обитатели местечек и недотепы из комедий Вуди Аллена, то сегодня можно увидеть еврейских ковбоев, скинхедов, лесбиянок, порнозвезд и копов.

Абрамс объясняет это тем, что молодое поколение еврейских литераторов, кинематографистов и актеров лишено присущих их родителям комплексов по поводу своего происхождения и полностью интегрировано в современное американское общество: «В общем, это связано с тем, что в современном американском обществе евреи не являются маргинальной группой, вынужденной объяснять свою сущность христианам. Евреи — это вполне себе мейнстрим».

Вот, например, актер Сет Роген в фильме «Немножко беременна» (2007). На вопрос, каким средством он пользуется, чтобы сделать свои волосы такими кудрявыми, он отвечает, что в этом ему помогает его еврейство. Излюбленный образ еврея в кино, о котором Абрамс вспоминает постоянно, — это Уолтер Собчак в исполнении Джона Гудмена из фильма братьев Коэнов «Большой Лебовски» (1998). Собчак родился христианином, но под влиянием жены-еврейки принял иудаизм и продолжает скрупулезно соблюдать Шаббат даже после развода с ней. «Собчак символизирует трансформацию образа еврея в современном кинематографе. Как правило, в массовом сознании и в массовой культуре евреи воспринимаются как этническая, а не религиозная группа. В образе Уолтера Собчака мы видим человека, родившегося поляком, но ставшего по собственному выбору евреем, разрушив тем самым все стереотипы».

Образ еврейской женщины в кино также претерпел значительные изменения. Ранее она чаще всего изображалась как склонная к чрезмерной опеке «идише маме» или же как избалованная и эгоистическая «американская еврейская принцесса». Теперь же, по словам, Абрамса, еврейка в кино все чаще выглядит как обычная, нормальная женщина, а не персонаж местечкового анекдота. В качестве примера можно привести роль Анджелины Джоли в картине «Мистер и миссис Смит», где она между делом сообщает кому-то: я, мол, еврейка.

Работа Натана Абрамса, отмечает The Jerusalem Report, является новым словом в культурологических исследованиях о кинематографе, она показывает, как выглядит на экране народ Книги.

Николай Лебедев

{* *}