В рамках проходящего в эти дни Еврейского кинофестиваля в Торонто состоялся показ фильма, посвященного творчеству звезд индийского кино еврейского происхождения — Сулоханы, Прамилы, Надиры и многих других.
Актрис этих можно без всяких скидок назвать подлинными звездами Болливуда — недавно отметившего вековой юбилей центра индийского кинопроизводства, расположенного в Мумбаи (бывший Бомбей). Болливуд выпускает 800 фильмов на различных индийских языках и на английском в год, более чем вдвое обходя по этому показателю калифорнийскую фабрику грез.
Дани Бен-Моше, исследователь из Университета Дикина (Австралия), шесть лет занимавшийся изучением роли евреев в индийском кино, снял документальный фильм «Шалом, Болливуд!»
Необычность темы привлекла внимание множества еврейских СМИ. Автор фильма дал интервью изданию Forward.
— Как вы пришли к теме «Евреи в Болливуде», что побудило вас снять фильм об этом? — Однажды обучавшийся у меня студент из Индии принес мне некролог Надиры, последней из плеяды еврейских звезд Болливуда. Я и раньше знал, что в индийском кино «засветились» евреи, но не подозревал, что среди них были звезды такого масштаба. Я отправился в Индию, чтобы изучить этот вопрос на месте и, возможно, снять фильм о Надире. Но оказалось, что Надира — это лишь верхушка айсберга. Меня привлекало также то, что в документальный фильм можно было включить потрясающие песни и танцы, о чем я всегда мечтал.
— Каким образом евреи вообще попали в индийское кино? — Евреи стали играть заметную роль в Болливуде благодаря обстоятельствам, связанным с религией. Когда индийский кинематограф только зарождался, женщины, исповедовавшие индуизм и ислам, должны были подчиняться действовавшим в то время культурным нормам, запрещавшим им появляться на экране или сцене. Поэтому женские роли исполняли мужчины — как в шекспировском театре или в телевизионном шоу «Монти Пайтон». Однако еврейская община Индии уже тогда была более прогрессивна. Еврейки, по сравнению с женщинами других конфессий, были более эмансипированы, и уже в конце XIX века многие из них работали (например, телефонистками). Поэтому еврейские женщины не имели ничего против того, чтобы сниматься в кино. Тот факт, что у них как правило была более светлая, чем у индусок, кожа, послужил дополнительным преимуществом, потому что они выигрышнее смотрелись на несовершенной пленке того времени.
— Можно ли сравнить вклад евреев в Болливуд с их ролью в становлении Голливуда? — Думаю, прямую аналогию проводить не стоит. В Голливуде евреи были широко представлены среди продюсеров, режиссеров, сценаристов, операторов и других «закадровых» профессий. В Болливуде же евреи с самого начала играли важную роль в актерском цехе. Так, первой настоящей звездой индийского кино стала Сулохана (Руби Майерс).
— А каких еврейских актрис Болливуда вообще можно было бы причислить к звездам первой величины? — Наряду с Сулоханой, это, конечно, Прамила (Эстер Абрахамс), ставшая первой «Мисс Индия», а также Надира, величайшая женщина-вамп индийского кино, снимавшаяся почти во всех фильмах легендарного Раджа Капура.
— Было ли заметно еврейское влияние на такие элементы болливудского кино, как костюмы, музыка, хореография, да и на сюжеты? — Евреи работали во всех этих сферах, их влияние там заметно. Я хотел бы только отметить популярного и очень плодовитого сценариста Банни Реубена, работавшего в альянсе с Раджем Капуром.
— Современные индийцы знают, какое влияние оказали евреи на их кинематограф? — Я беседовал со многими значительными деятелями индийской киноиндустрии и должен отметить, что мало кто из них знает о еврейском происхождении их ранних звезд. В моем фильме рассказывается, что из-за использовавшихся ими псевдонимов еврейских актеров чаще всего считали мусульманами. В Индии очень мало евреев, кроме того внешне они почти не отличаются от окружающего населения. Большинство индийцев вообще не различают евреев, часто их путают с другой малочисленной, но влиятельной этноконфессиональной группой — парсами (зороастрийцами).
— Заметно ли еврейское влияние в Болливуде сегодня? — Да, но, конечно, в гораздо более скромных масштабах, чем век назад. В качестве примера я могу привести хореографа Бабу Германа, который стал одним из героев моего фильма.