Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
20.08.2014
Создателям фильмов, изображающих традиционную еврейскую общину, необходимо учитывать в своей работе множество деталей. «Просто нарядив актеров в лапсердаки, достоверного кино о хасидской жизни не снимешь», — убежден Эли Майер, участвовавший в качестве консультанта и ассистента по кастингу в съемках нескольких голливудских картин.
Майер, любавичский хасид из Нью-Йорка, нашел для себя уникальную профессиональную нишу в сфере шоу-бизнеса, став консультантом на съемках кинокартин и телепрограмм, посвященных жизни ортодоксальных евреев. За последнее десятилетие он принял участие в производстве шести картин.
В интервью JTA Эли Майер признается, что его не раз возмущала недостоверность в изображении жизни хасидского сообщества в голливудских фильмах. «Они думают, что можно нахлобучить на актера шляпу, которую носят амиши, и длинный черный халат — и все, хасид готов», — сетует он.
На съемках фильма 2013 года Fading Gigolo («Под маской жиголо») консультантом постановщиков выступил ортодоксальный еврей Исаак Шёнфельд. Режиссер картины Джон Туртурро играет и одну из главных ролей — начинающего жиголо, которому его сутенер в исполнении Вуди Аллена поставляет состоятельных клиенток. Одной из этих клиенток оказывается богатая вдова из хасидской общины, которую по сценарию звали Авиталь. Шёнфельд разъяснил создателям фильма, что это современное израильское имя, которое не встречается в хасидской среде. По его настоянию героиню переименовали в Авигаль.
Еще одним кинопроектом, для съемок которого в качестве консультантов активно привлекались члены еврейской общины, стала готовящаяся к выходу на экраны канадская лента «Феликс и Майра». В основе сюжета — роман хасидской женщины из Монреаля с мужчиной-неевреем. Мужа главной героини играет выходец из общины сатмарских хасидов Люцер Тверски.
Рассказывая в интервью JTA о съемках сцены субботней трапезы, Тверски отмечает, что постановщикам удалось воссоздать аутентичную атмосферу шаббата: «Все в кадре было настоящее — и штраймл, и лапсердак, и даже куриный суп». В качестве примера неудачного изображения на экране хасидского быта актер приводит фильм 2010 года Holy Rollers («Святые роллеры»). В этой картине звезда «Социальной сети» Джесси Айзенберг играет ученика иешивы, увлеченного катанием на роликах и подрабатывающего доставкой лекарств. «Парни с пейсами никогда бы не надели такие коротенькие курточки и шляпы-федоры», — поделился мнением Люцер Тверски в своем Twitter.
Вместе с тем Тверски признает, что выход за рамки стандартных, реалистичных хасидских образов в кинематографе не всегда запрещенный прием. «Никто не захочет смотреть на то, как заурядные люди живут своей заурядной жизнью. Это не кино», — говорит актер.
Роберт Берг