Оказывается, старик
Рембрандтовский — еврей.
А сколько лет висел ярлык,
Что просто он старик!
Гениальный Рембрандт /1600-1669/ заметную часть своего творчества посвятил евреям. В его богатом и разнообразном художественном наследии имеется значительное количество работ, запечатляющих различные стороны жизни еврейской общины Амстердама середины 17-го века. Рембрандтом создано более 30 работ посвященных еврейству, главным образом портретов. Это пятая часть его портретного наследия. Действующие лица этих работ не были плодом надуманности, фантазии, как это имело место у его предшественников и современников, даже очень именитых. Типажами этих картин были реальные, можно даже сказать, типичные евреи. Жители еврейского квартала Амстердама могли в большом количестве и в большом разнообразии предоставить художнику нужные модели.
Чем же можно объяснить такай интерес и такую доброжелательность к еврейству, редкую даже и в наше время. По-видимому, это связано с переездом художника в 1631-32 г. из родного Лейдена в Амстердам, где он поселился рядом с еврейским кварталом Бреестраат, в доме, расположенном недалеко от синагоги и дома, где позже поселиться Барух Спиноза. Этот район был заселен в основном сефардами, выходцами из Испании и Португалии. Небольшая Голландия в результате 40-летней освободительной войны с огромной Испанской империей наконец-то получила желанную независимость. После провозглашения Утрехской унии 1579 года в Голландии было разрешено проживание людям любой национальности, провозглашено уважение к иным традициям и религиям, кроме католицизма, поддерживающего в этой войне испанскую монархию. Понятно, что Голландия стала страной спасения для измученных инквизицией евреев. Несмотря на рискованность дальних плаваний, огромные массы евреев с Пиренейского полуострова хлынули в Голландию. В 1598 году в Амстердаме уже начала функционировать первая синагога "Байт Яков" /по имени ее основателя Якова Тирадо/, в 1608 г. — вторая — "Нове Шолом" /Мирная обитель/. Во время Тридцатилетней войны в Голландию попала и группа немецких евреев, положившая начало ашкиназийской общине. За 10 лет, с 1609 по 1618 год еврейское население Голландии удвоилось. Ко времени переезда Рембрандта в Амстердам оно уже насчитывало более 400 семей.
Рембрандт очень часто посещал еврейские кварталы. Со многими их обитателями у него сложились сердечные дружеские отношения. В особенности с главой местной общины Менасием /Менаше/ бен Израилем. Менаше был человеком незаурядных способностей. Блестящий знаток Торы, первоклассный юрист, философ, полиглот, владевший десятью языками, редкий эрудит. Его перу принадлежит около 400 произведений. Он был учителем молодого Спинозы. Рембрандт часто встречался с Менаше, особенно при посещении замка Мейден. Здесь собиралась интеллектуальная элита Амстердама. Эти встречи вошли в культурную историю Голландии как Мейденский кружок. Рембрандт иллюстрировал произведения своего еврейского друга, например книгу "Преславный камень, или статуя Навуходоносора", сделал его портрет, который в каталогах числится как "Амстердамский рабби", а также портрет в офорте.
Рембрандт не только был хорошо знаком со многими евреями, но и был знаком и с их национальными и религиозными традициями. Судя по всему, он знал иврит. Надписи на иврите встречаются на некоторых его картинах. Предполагается, что с еврейским языком он познакомился еще, будучи студентом, в Лейдене. После горя, постигшего художника — смерти его первой жены Саскии ван Эйленбург, — он еще ближе сходится с жителями еврейского квартала, особенно с представителем знатной фамилии Буено — Эфраимом Хаския Буено /Бонус/. — семья выходцев из Испании, ее отпрыски расселились в разных государствах Европы и Америки и стали известными врачами, поэтами, раввинами. Эфраим Буено был известным ученым, врачом, вращавшимся в обществе интеллектуалов. Вместе с Ионой Абрабанелем он опубликовал несколько литургических произведений, сделал испанский перевод псалмов Давида, был в дружеских отношениях с Менаше бен Израилем. Вместе с Авраамом Перейрой организовал ученое общество "Тора ор" / Свет Торы/. В 1647 г. Рембрандт создает портрет своего друга Эфраима. Для этого он проводит редкую для себя подготовительную работу и делает предварительный этюд — настолько значимой была для него эта работа.
Считалось также, что на одном из мужских портретов Рембрандта изображен Барух Спиноза, который, как известно, занимался шлифовкой линз. Но это предположение должно быть исключено. Рембрандт был старше Спинозы на 25 лет. Когда художник достиг творческой зрелости, Спиноза был еще ребенком, но когда он стал философом, Рембрандт уже превратился в дряхлого старика. Кроме того, Спиноза не был женат, а на пальце мужчины обручальное кольцо. В последнее время доказано, что на портрете изображен известный в то время амстердамский ювелир Ян Лютма-младший.
У Рембрандта имеются три картины под условным названием "Еврейские невесты" /"Малая еврейская невеста", "Большая еврейская невеста" и просто "Еврейская невеста". На них изображены пары молодоженов. Возможно, это были близкие знакомые художника, превращенные его фантазией в персонажей из Танаха.
Особое место в творчестве Рембрандта занимают портреты пожилых евреев. Им создано 15 таких портретов, занимающих наиболее почетные места в крупнейших художественных собраниях мира. Лишенный заказов и будучи свободным, в выборе сюжетов, он обратился к образам, способным более полно выразить его чувства, настроения, переживания. И художник с новой силой потянулся к евреям. Их униженное положение в обществе становится ему особенно понятным и близким. Именно в последние годы жизни художник создает свои наиболее значительные шедевры — портреты пожилых евреев, портреты-биографии. Все они отличаются огромной психологической насыщенностью. В них он вложил всего себя, свое миропонимание, свое настроение. Наиболее типичными из этой серии являются "Старый раввин" /1642, Будапешт/, "Еврей в красном" /1652, Эрмитаж/ и "Старый еврей" /1652, Эрмитаж/.
Примечательно, что в последнее время из названий картин, находящихся в Эрмитаже, убрано слово "еврей". Теперь они именуются как "Старик в красном" и "Старик". Метастазы антисемитизма проникают во все мыслимые области, даже в музейное дело. Этот позорный факт не остался незамеченным. "Старый раввин" написан после смерти жены Саскии, почти одновременно со знаменитым "Ночным дозором", впрочем, так и не понятым его современниками.
Интересна также работа художника под условным названием "Мужской портрет" /1661, Эрмитаж/. Кто на нем изображен, так и остается неизвестными, однако большая схожесть с "Портретами раввинов" /1657-1660, Лондонская национальная галерея/ позволяет предположить, что между ними есть определенную связь. Более чем, вероятно, что и на этом портрете также изображен раввин. Немолодой смуглолицый мужчина в бургундском костюме. Спокойная поза у умное лицо, выражающее мудрость и скорбь. По непонятной причине этот замечательный портрет известен меньше, чем другие работы Рембрандта и, тем не менее, он, несомненно, относится к числу его лучших творений.
Портреты евреев-стариков давно признаны лучшими образцами мирового портретного искусства. Композиционно они предельно просты, но по содержанию и по эмоциональному накалу исключительно глубоки. На них изображены старые люди, сидящие в креслах со сложенными на коленях руками. Лица их усталые, и, тем не менее, они не вызывают чувства жалости. Наоборот, они выглядят духовно богатыми, многоопытными, сохранившими благородство и достоинство. Художник вложил в эти образы всю свою огромную любовь и теплоту — всего себя.
Кроме портретов, у Рембрандта имеются и многочисленные зарисовки, связанные с еврейскими мотивами. Например, "Синагога" /1648/, где изображена синагога, видимо, сефардская /к тому времени в Амстердаме ухе было три сефардских и одна ашкиназская синагога/, возле которой собралось десять евреев — количество, необходимое для начала синагогальной службы — миньяна.
Обращает на себя внимание, что Рембрандт рисовал в основном сефардов. Они не только охотно позировали художнику, но и даже заказывали свои портреты. Редкие портреты ашкиназских евреев, видимо, написан по памяти. Евреи, изображенные Рембрандтом, представляют не только огромную художественную ценность, но историческую и этнографическую. Они запечатлели и донесли до нас типы голландских евреев середины XVII века, их внешность и повседневный быт. И важно, что к евреям Рембрандт относился объективно, без обычной для многих предвзятости. Впоследствии интерес Рембрандта к еврейству был оценен по достоинству, а его работы на еврейскую тему вошли в мировую сокровищницу изобразительного искусства.