Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
26.12.2007
В Еврейском музее Флориды открылась выставка комиксов. В период с декабря 2007-го по апрель 2008-го посетители смогут пожать руку Супермену, заглянуть в глаза Бэтмену или сфотографироваться с Человеком-Пауком.
Это может показаться удивительным, но без евреев не было бы и супергероев. В 1938 году два еврейских подростка из Кливленда Джерри Сигел и Джо Шустер подарили миру образ Супермена. В 1939-м Боб Кейн и Билл Фингер, тоже евреи, создали Бэтмена, а в 1940-м из-под кисти двух еврейских художников Джо Саймона и Джека Керби появился Капитан Америка. В начале 60-х Керби развил идею и совместно с писателем Стэном Ли создал Фантастическую четверку. Он же в паре со Стивом Дитко придумал Человека-Паука.
На этом прочном фундаменте комиксы стали развиваться самостоятельно и выделились в отдельный жанр. Появлялись новые авторы и новые персонажи, однако суть осталась прежней. Это небольшие истории героической направленности, довольно комичные и оформленные во всем известном стиле: сюжет передается картинками и дополнен несколькими, как правило, остроумными репликами героев.
По словам Марсии Джо Зеривиц, основательницы, исполнительного директора и главного куратора Еврейского музея во Флориде, роль евреев в этой области стала неожиданностью для нее. Несколько лет назад на выставке в Музее еврейского наследия имени Уильяма Бремана в Атланте она услышала об этом впервые и позже организовала открытие этой выставки во Флориде. «Я влюбилась в нее с первого взгляда. Я и подумать не могла, что все представленные персонажи созданы евреями», — сказала Зеривиц.
Конечно, еврейские корни индустрии комиксов мало волнуют ее современных поклонников, но, по словам Зеривиц, сама по себе выставка несет такой заряд положительной энергии, что ее посещение не пройдет зря.
Появление в конце 30-х годов нового жанра комиксов можно объяснить одной фразой: «Нам надоело бояться». В то время дискриминация евреев со стороны нацистов в Европе набирала обороты, и в 1940-х годах эти молодые художники и писатели, иммигранты или дети иммигрантов, стали пионерами начавшегося бума книжного комикса в США. Прекрасно сознавая собственную культурную маргинальность, они создавали героев, которые боролись с несправедливостью. «Это был Нью-Йорк, это были 30-е годы, и было целое море талантов, среди первого, второго и третьего поколения еврейских иммигрантов. Прибавьте сюда разраставшийся антисемитизм, и вы все поймете сами», — сказал Джерри Робинсон, организатор выставки комиксов в Атланте и создатель образа Робина и его антипода Джокера.
Как можно заметить, первоначально комиксы имели политическую направленность. На страницах этих небольших иллюстрированных журналов можно было встретить сюжеты подобные этому: «1940-е, множество евреев гибнет от рук нацистов. Они лежат застреленные на аккуратно вымощенных улицах, умирают от голода, болезней, замерзают холодными зимними ночами. Им негде искать спасения. Кажется, ничего уже нельзя исправить. И вдруг в чистом голубом небе появляется странная движущаяся фигура. Она все ближе и ближе. Уже можно различить ее очертания. Люди гадают, что это: птица, самолет? Все оказывается до нелепости просто – это Супермен. Герой с легкостью поднимает в небо главных тиранов Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина, не забыв при этом “отмочить” что-то вроде “Я бы с удовольствием вмазал вам по челюсти своим абсолютно неарийским кулаком”, и доставляет их в Женеву, где злодеи предстают перед судом Лиги Наций».
Со временем этот стиль повествования развился в один из наиболее популярных во всем мире. И сегодня, больше полвека спустя, комиксы о супергероях очень востребованы даже в Японии.
Оксана Ширкина