«Люди, которые плачут перед моими картинами, переживают те же религиозные чувства, которые испытывал я, когда писал их», — сказал однажды американский художник, еврейский эмигрант из России Марк Ротко (Маркус Яковлевич Роткович).
Поклонники творчества Ротко и других выдающихся художников
XX века — Пита Мондриана, Альберто Джакометти, Джексона Поллока — говорят, что к работам этих мастеров их привлекает нечто большее, чем одно только чувство прекрасного. Во всяком случае, выставка на которой представлены и их работы, организованная Музеем современной еврейской истории Сан-Франциско в сотрудничестве с расположенным по соседству Музеем современного искусства, недостатка в посетителях не испытывает.
Экспозицию выставки «За пределами веры. 100 лет духовности в совремпенном искусстве» (Beyond Belief: 100 Years of the Spiritual in Modern Art) составляют живописные полотна, рисунки, фотографии, скульптуры, различные инсталляции, созданные 49 художниками, из которых девять являются евреями.
За еврейскую составляющую выставки отвечает писатель Дэниэл Шифрин.
«Создавая экспозицию, мы стремились обнаружить связь между еврейской духовностью и современным искусством», — отметил Шифрин в интервью
The Times of Israel.
Сложность задачи, поставленной создателями выставки, усугубляется тем, что большинство художников
XX века отказывались обсуждать свое творчество в религиозном контексте. Шифрин решил организовать экспозицию в соответствии с еврейской теологией, начав с книги Берешит и закончив Падением и Искуплением.
«Мы хотели бы, чтобы наши посетители одновременно задумались над еврейскими проблемами и над искусством, чтобы они сами задали себе вопросы, создали свои собственные мидраши. Вероятно, в большей степени, чем кураторы других выставок, мы хотели бы, чтобы наши зрители активно обсуждали экспонаты, спорили о них», — отмечает Шифрин.
Кураторы постарались на славу, создав выставку работ действительно первостепенных мастеров минувшего века. Посетителям представляется уникальный шанс познакомиться с творчеством Альфреда Стиглица, Джорджии О’Киф, Казимира Малевича, Василия Кандинского, Пауля Клее. Своеобразны и включенные в экспозицию работы наших современников. В этой связи необходимо отметить нью-йоркского скульптора Терезиту Фернандес, индийского гравера Зарину Хашми и палестинского инсталлятора Мону Хатум. Творчество последней представлено работой Pin Rug — на первый взгляд кажущийся обычным мусульманским молитвенным ковриком из мягкой ткани, но на самом деле оказывающийся сплетенным из стальных игл.
В числе представленных на выставке художников еврейского происхождения — Хелен Айлон, Уоллос Берман, Росс Блекнер, Хелен Франкенталер, Адольф Готтлиб, Филипп Густон и уже упоминавшиеся Барнетт Ньюман, Марк Ротко, Альфред Стиглиц.
Готовя выставку, ее кураторы узнали много нового о жизни и творчестве представленных на ней художников. Так, например, события Холокоста заставили Филиппа Густона перейти от абсолютно абстрактной манеры к более реалистической, примером чего может служить его знаменитый триптих «Красное море».