Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
07.01.2016
В XX веке еврейские иллюзионисты спасали Нью-Йорк от эпидемии, доказывали, что магия – это лишь ловкость рук, легко превращали в камни канатные веревки и обильно выпивали с эсесовцами, чтобы «предречь» крах Третьего рейха.
Рассказав о самых известных еврейских магах от Средневековья до начала XX века, Jewish.ru идет дальше. Во второй части – еврейские колдуны XX века.
В 1909 году New York Times опубликовала резонансную статью, где обвинила экстрасенсов из бедных районов Нью-Йорка в шарлатанстве и связях с криминалитетом. Основания у газеты были. Говорившие на идише эмигранты из местечек Восточной Европы остро нуждались в деньгах и испытывали дефицит общения в многоквартирных небоскребах Нижнего Ист-Сайда. Вот почему среди обывателей, особенно женщин, процветала социально-бытовая магия на уровне «погадать-приворожить». По оценкам Ларри Эпштейна, в то время в Нью-Йорке насчитывалось более тысячи еврейских «медиумов», гадалок и ворожей. В основном, это были домохозяйки, желавшие заработать несколько лишних долларов и заодно поболтать с такими же, как они, о нелегкой эмигрантской доле. И это лекарство от «одиночества в толпе» действовало.
Здесь также всходили и свои звезды – иллюзионисты Авраам Хохман и Макс Малини (Кац). Первый был любимцем женщин, они сотнями толпились у его парадной, ожидая кумира. Иногда он даже устраивал для поклонниц благотворительные рауты. Малини же, известный своей экспрессивной манерой (он мог внезапно наброситься на зрителя и откусить у него с мясом запонку с рукава, а потом мановением руки сделать все как было), прославился тем, что выступал перед несколькими президентами США и даже, будучи на гастролях, в Букингемском дворце.
Маги совмещали свою деятельность с услугами частных детективов, и на них в эмигрантском Нью-Йорке был огромный спрос. Проблемы с работой и сложная адаптация в чужой стране приводила к массовым психологическим срывам у мужчин. Из семей стали исчезать кормильцы, еврейская газета «Форвард» сотнями печатала объявления о пропаже без вести. В итоге, экстрасенсы помогали. Конечно, не всем, но мужей находили. Разумеется, это происходило по причине успешной сыскной деятельности, а не при помощи магических сил. Народная молва объясняла чудесные находки спиритическими причинами, что, конечно же, было на руку экстрасенсам. Но некоторых собратьев по цеху мистификация как основа жанра крайне раздражала.
Эра Гудини
Непревзойденный, по словам многих современных иллюзионистов, Гарри Гудини был заклятым врагом магов-шарлатанов и используемой ими в рекламных целях ауры мистицизма. Благодаря Гудини иллюзионизм стал восприниматься широкой публикой как жанр чистого искусства, сохранивший колдовские атрибуты только в качестве сценического антуража.
Сын будапештского раввина, иммигрировавший с семьей в США в раннем детстве, Гудини (настоящее имя Эрик Вайс) в самом начале карьеры пришел к силовым постановочным трюкам, которые и сделали из него звезду. Освобождение от цепей и кандалов, побег из ствола огромной пушки за секунды до выстрела и беспрепятственный выход из камер смертников надежно охраняемых Бутырской тюрьмы и Петропавловской крепости в России – все знаменитые номера Гудини больше строились на силе и ловкости, нежели на обмане. Хотя без фокусов не обходилось, и перед смертью великий артист открыл большинство своих секретов, подробно описав их механизм в своих мемуарах. Сделано это было с намерением разоблачить спиритуалов, по отношению к которым он был непримирим. На этой почве Гудини даже вдрызг разругался со своим старым приятелем Артуром Конан-Дойлом, который в 1910 году серьезно увлекся идеями спиритуализма. В своем неприятии шарлатанов, работавших под личиной медиумов, Гудини доходил до крайностей. Известны случаи, когда в сопровождении переодетого полицейского он ходил по спиритическим сеансам и, дождавшись яркого доказательного момента, убедительно выводил обманщика на чистую воду.
Гудини с его принципами стал примером для нескольких поколений иллюзионистов. Его взгляды разделял целый ряд коллег-современников, предпочитая налету мистицизма и стремлению одурачить доверчивую публику упорные тренировки и тщательную разработку трюков. Среди них достойны отдельного упоминания Эмиль Жарров с его «лимонным трюком» (фокусник вытаскивал одолженные у зрителей банкноты из разрезанного у них на глазах свежего лимона) и король карточных фокусов Нейт Лейпциг (Натан Лейпцигер). Выступавший в японском национальном костюме под псевдонимом Окито потомственный фокусник Тобиас Бамберг (его отец развлекал самого короля Нидерландов) сам создал для себя жанр, построив его на собственной глухоте. Окито первым совместил восточную пантомиму с эстрадной магией и обрел массу последователей.
Завоевавший в Великобритании титул «Королевского иллюзиониста» Гораций Гольдин(Гольдштейн) на подготовку к своим фокусам не жалел ни сил, ни времени, ни денег. Это ему принадлежит американский патент № 865 966 на пустую коробку, из которой после магического заклинания начинают появляться бесчисленные платки. Став всемирно известным со своей версией трюка «Распиливание девушки», Гольдин всю жизнь был в поиске новых сценических номеров. Чтобы понять тайну фокуса «Индийский канат» (когда окаменевает подброшенная вверх веревка), он восемь лет путешествовал пешком по Индии, забираясь высоко в горы и посещая отдаленные деревни. Разгадку фокуса он нашел в Рангуне. В результате именно этот трюк принес факиру всемирную славу.
Тем временем в Европе межвоенного периода параллельно развивались судьбы двух экстрасенсов, тесно связанные с историей нацистской Германии и Советского Союза. Оба они, в отличие от американских и британских коллег, славой медиумов не пренебрегали, используя ее в своих целях.
Придворный маг фюрера
Персона Эрика Яна Хануссена окутана легендами. По одной из них, он открыл в себе телепатические способности в три года, когда за секунды до взрыва газа вытащил из соседского дома на глазах у родителей их дочку, свою сверстницу. По версии режиссера Иштвана Сабо в «Немецкой трилогии», уникальные способности открылись у Хануссена после ранения в голову во время Первой мировой. Говорили, что в детстве он сбежал из дома с бродячим цирком, затем работал гипнотизером в варьете, а после хотел открыть собственную школу оккультных наук. В 1928 году суд Богемии обвинил Хануссена в мошенничестве, но слишком громкое дело только прибавило ему скандальной славы. Вскоре на деньги богатых клиентов он открыл издательский бизнес. Используя свою популярность как бренд, Хануссен не брезговал никаким заработком, вплоть до выпуска крема для восстановления мужской силы, который сам же и рекламировал.
Астрологические прогнозы в журнале Хануссена, по словам современников, и вправду влияли на биржевые котировки – клиентура к модному магу вставала в очередь. Его состояние росло как снежный ком. Иллюзионист покупал особняки, яхты, устраивал светские рауты и заигрывал с национал-социалистами, приход которых к власти он приветствовал и приближал в силу своей влиятельности.
Хануссена часто называют и личным колдуном Гитлера – увлекшийся оккультизмом фюрер мага почитал и внимательно слушал. Кстати, за год до установления фашизма в Германии Хануссен предрек Гитлеру победу над рейхспрезидентом Гинденбургом на выборах 1933 года, хотя политическая ситуация говорила обратное. Современники говорят, что маг закрывал глаза и ощупывал череп Гитлера, после чего тот впадал в транс. Хануссен же в это время рассказывал фюреру о его «великом будущем». После таких сеансов Гитлер приходил в совершеннейший экстаз, заключал в объятия и лобызал экстрасенса. Вскоре Хануссен вступил в НСДАП, стал членом СА с правом ношения формы и планировал учреждение обещанной Гитлером Академии оккультизма.
С 1933 года роль личной гадалки и медиума рейхсканцлера стала выполнять тоже еврейка по происхождению, Лайла Терфен. Но отношения у Хануссена с Гитлером и другой элитой зарождавшегося Третьего рейха продолжали быть весьма тесными. Настолько, что стали причиной его смерти в 1933 году. Мага нашли застреленным в лесу под Берлином с кучей долговых расписок высших чинов СА в карманах: он охотно давал высокопоставленным штурмовикам в долг. Причина могла быть и не одна – накануне убийства Хануссен «предсказал» Гитлеру поджог Рейхстага (после него нацисты в Германии окончательно пришли к власти. – Прим. ред.). Историки полагают, что «пророчество» было всего лишь утечкой – друг верхушки СА по карточному столу и попойкам, Хануссен многое знал и просто проболтался.
Другие предсказания гитлеровского мага все-таки дают почву для размышлений. Например, он заявил, что после 10 лет у власти Гитлера предаст ближайшее окружение. Под это описание вполне попадает генеральский заговор 1944 года. Или то, что исход войны решит радиоактивное оружие (Хиросима и Нагасаки были разбомблены уже после победы над Германией, но на исход Второй мировой косвенно повлияли). Или же самое убедительное его предсказание – смерть Сталина в 1953 году. Правда, Хануссен говорил о насильственной смерти вождя (такие версии российские историки до сих пор выдвигают) и ошибся на целых пять месяцев, предрекая ее в августе. Но если уж историки легко ошибаются с прошлым на 5–10 лет, с астрологических прогнозов на будущее вообще взятки гладки.
Еще два любопытных пророчества Хануссена характеризуют его как обладателя, как минимум, богатой и причудливой фантазии. Например, однажды он заявил, что в 2000 году бумажные деньги уступят место «электрическим платежам» (в 2000 году была создана компания PayPal) и что город Нью-Йорк будет разрушен в 2200 году гигантской приливной волной, вызванной секретными экспериментами. Это нам еще предстоит проверить, но фильм об этом («Послезавтра») Роланд Эммерих уже снял.
Человек, которого не было
В Польше в это время восходила звезда Вольфа Мессинга. Он выступал с сеансами гипноза и телепатии, успешно доказав разоблачителям, что в действительности обладает сверхъестественными способностями, давал интервью научным журналам и время от времени озвучивал прогнозы на будущее, большинство которых подтверждалось с удивительной точностью. Незадолго до Второй мировой Мессинг, выступая в Варшаве, предсказал Гитлеру поражение в войне на Востоке, за что немцы объявили за его голову награду в 200 тысяч рейхсмарок. После вторжения нацистов в Польшу телепат и иллюзионист с приключениями бежал в Советский Союз. И тогда особенно популярной была история о том, как он скрылся из тюрьмы, загипнотизировав охранников. В составе агитбригад он ездил с концертами по фронтам Великой Отечественной, а в 1944 году купил на свои деньги в подарок фронту два новейших истребителя Як-7. Мессинг был личным экстрасенсом Сталина и часто с ним встречался, о чем позже не раз заявлял. После войны гипнотизер, как заслуженный артист РСФСР, жил в Москве на привилегированном положении и писал мемуары, выходившие большими тиражами.
Однако в 1960-х попытка проверить довоенную биографию советского уникума внезапно не привела ровным счетом ни к чему. Ни одного подтверждения предсказания Мессинга Гитлеру, ни одного упоминания об этом в немецкой прессе или в секретных архивах гестапо Польши, ни одной публикации об экстрасенсе в довоенных научных журналах. И вообще ни одной архивной записи, которая бы подтвердила существование такого человека до его появления в СССР. О встречах со Сталиным в архивах КГБ и регистрационных книгах в приемной и резиденциях вождя также не было обнаружено ни слова. Это заставило историков говорить об экстрасенсе, обманувшем тоталитарно-репрессивную систему СССР, как о самом великом мистификаторе XX века. Подробнее о нем читайте в недавней истории от Jewish.ru «Вольф Мессинг в стране слепых».
Григорий Желнин