Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
13.07.2012
Какие традиции мы прививаем нашим детям? Будут ли их жизненные ценности схожими с нашим мировоззрением? Будем ли мы довольны ими? Что еще мы можем сделать для того, чтобы наши дети продолжили наш путь? Эти вопросы занимают мысли каждого родителя. Недельная глава Торы Пинхас, которую мы читаем на этой неделе, проливает свет на эти самые важные для нас вопросы.
Накануне разделения земли Израиля между коленами еврейского народа к Моше Рабейну пришли дочери Цлофхада с жалобой, говоря:
«Отец наш умер в пустыне…за грехи свои, а сыновей у него не было. Неужели имя нашего отца должно стереться из истории потому, что у него не было сыновей? Дай нам удел, как и братьям нашего отца».
Когда Моше Рабейну обратился с этой проблемой к Творцу, он узнал, что дочери Цлофхада говорили правду, и эти женщины, как и остальные представители их колена, получили свой участок земли.
Кем был Цлофхад, отец этих отважных женщин? Какой грех стал причиной его смерти? В Талмуде на этот счет есть два мнения. Рабби Акива полагает, что Цлофхад был “мекошешем”, которого наказали за то, что он открыто рубил деревья на дрова в Шаббат. Рабби Йегуда бен Бетайра указывал на то, что Цлофхад относился к группе маапилим –евреев, которые решили отделиться от народа Израиля и самостоятельно отправиться в землю Кнаан после того, как узнали, что все поколение должно долгие годы жить в пустыне. Этих людей уничтожили амалекитяне и кнаанейцы.
Был ли Цлофхад мекошешем или одним из маапилим, он погиб, совершив благородный поступок. Как бы странно это ни звучало, наши мудрецы объясняют это так: мекошеш нарушил Святую Субботу «во имя Небес». После того, как поколение евреев, совершившее Исход из Египта, было приговорено к жизни в пустыне, многие сыны Израиля сделали ошибочные выводы, решив, что если они не могут войти в заповеданную им Святую Землю, значит, они более не являются избранным Б-гом народом, и все их поступки – будь то исполнение заповедей или прегрешения, не имеют никаких последствий. Для того, чтобы опровергнуть это ошибочное мнение, мекошеш намеренно совершал прилюдные грехи и умирал, демонстрируя на своем примере, что все поступки евреев имеют далеко идущие последствия. Таким образом, мекошеш умер из-за любви к еврейскому народу.
Маапилим же погибли из-за любви к Святой земле. Их любовь была так сильна, что притупила остальные чувства, и они пренебрегли утверждением Моше Рабейну о том, что их действия не благословил Создатель, а значит, их план обречен на провал.
«Яблоко от яблони недалеко падает». Благородный поступок Цлофхада нашел отклик в душах его дочерей. Они также горячо любили землю Израиля и были готовы сделать все для того, чтобы исполнилась их мечта, и они получили часть святой земли в собственность. Обратите внимание на то, что истории с мекошешем и маапилим произошли на втором году после Исхода, а дочери Цлофхада обратились к Моше Рабейну с жалобой по прошествии почти 38 лет. Спустя многие годы после смерти Цлофхада его наследие сохранилось; и потомки продолжили нести эту идею после него.
Наш урок прост: если мы хотим, чтобы наши дети разделяли наше мировоззрение и ценности, то не должны довольствоваться только теорией. Мировоззрение и ценности необходимо демонстрировать, совершая определенные поступки. Если мы принимаем жесткие решения, основываясь на своих принципах, то можем надеяться на то, что эти решения окажут влияние на наших детей.
Любим ли мы своих детей настолько, чтобы самим быть такими, какими мы хотим видеть их?
Нафтали Зильберберг