Какое событие можно назвать самым масштабным чудом нашего поколения? Падение коммунистического строя в СССР? Отказ от апартеида в Южной Африке? Продолжение правления Фиделя Кастро на Кубе? Несомненным чудом для всех нас остается тот факт, что после Холокоста евреи оправились от сокрушительного удара и восстановили еврейскую жизнь и еврейские общины. Есть ли в нашем мире нечто более удивительное, чем то, что страшный план по уничтожению евреев набирал обороты, но провалился, и после этого евреи вернулись к своей вере и по-прежнему хотят оставаться евреями?
На этой неделе начался девятидневный период, заканчивающийся постом Девятого ава, днем скорби всего еврейского народа, когда мы вспоминаем о разрушении обоих Святых Храмов и молимся о возрождении былой славы Иерусалима.
В Мегилат Эйха, которую мы читаем Девятого ава, есть такие слова: «Милости Господа не кончились, милосердие не истощилось» (9:22). Раши дает интересную трактовку этих строк. Он говорит о том, что наша история продолжается только благодаря доброте Всевышнего. В Мидраше сказано: «Он направил свой гнев на камни и древесину Святого Храма — Его дом был уничтожен, но Его народ выжил».
Именно в эти дни стоит поразмышлять о том, почему еврейский народ выжил. Если вспомнить уже исчезнувшие цивилизации древности — Египет, Вавилон, Персию Грецию и Рим, сравнить их с Третьим рейхом, возникает вопрос: в чем секрет сынов Израиля? Как нам удалось выжить вопреки многочисленным попыткам уничтожения и долгому изгнанию? Как нам удается это сегодня? И — самый важный вопрос: как мы будем делать это в будущем?
Конечно, самый простой ответ таков: Всевышний никогда не даст нам исчезнуть. Мы живем благодаря бесконечным чудесам Б-жественного свойства. Но давайте для начала вспомним всю историю нашего народа и посмотрим, удастся ли нам понять причину невероятной стойкости духа евреев.
Кто-то может сказать, что причина кроется в том, что у нас была своя земля. Да, земля Израиля — это наша родина, и трижды в день мы молимся о возвращении в Сион. Это — центральная идея, на которой базируется наша вера; это наше сердце и наша душа. Наша земля объединяет нас, где бы мы ни находились, является источником нашей надежды и вдохновения.
Но, несмотря на то, что мы никогда не откажется от своей земли, реальность такова, что большую часть истории евреи находились за пределами Эрец Исраэль. Более того, даже сегодня в диаспоре живет больше евреев, чем в Израиле. Поэтому, несмотря на нашу преданность Израилю, географический фактор не был решающим в вопросе нашего выживания.
Может быть, причина заключается в языке? Иврит — язык еврейского народа и наших молитв. Но неужели среди наших читателей нет таких, которые не могут прочесть и строчки на иврите? На протяжении всей истории еврейского народа мы говорили на разных языках. Арамейский, греческий и даже арабский когда-то были основными разговорными языками еврейских общин. В более поздние времена большинство евреев говорило на идише, ладино, языках окружающих народов. Мы и сегодня не можем назвать общий язык фактором, повлиявшим на выживание еврейского народа.
А как насчет культуры? Вы когда-нибудь пытались угостить еврея-сефарда гефилте фиш? А ашкеназского еврея — кускусом? Пищевые предпочтения и музыка являются краеугольными камнями любой культуры. Как правило, у восточных и западных народов традиции в этих сферах резко различаются и видны невооруженным глазом. Постоянный прихожанин ашкеназской синагоги наверняка мало что поймет в службе в синагоге йеменских евреев. Честно говоря, у нас нет общей культуры, и большую часть кулинарных и музыкальных традиций мы позаимствовали у народов, в среде которых жили. Окружение оказывает определенное влияние на человека, знаете ли.
Единственная вещь, объединяющая нас во все времена, которая выходит за рамки границ, континентов, культур, языков и образов жизни, — это Тора. Где бы ни мы ни находились — в Израиле, Вавилоне, Москве, Минске, Мадриде, Сиднее, Сан Франциско или Йоханнесбурге — еврейский образ жизни основывается на святой Торе и ее заповедях. Именно Тора является наиважнейшим элементом в сохранении еврейского духа. И речь тут идет не о неопределенных сантиментах по отношению к «идишкайту», но о четкой системе ценностей, которая передается из поколения в поколение, где бы ни жили евреи.
Самое явное доказательство этой идеи заключено в том, что там, где евреи забывают традиции Торы, всегда происходит ассимиляция, имеющая довольно трагические последствия. И там, где это случалось, просто не оставалось евреев.
Разумеется, Всевышний — и есть творец всех чудес, благодаря которым еврейский народ продолжает жить. Создатель поделился с нами тайной. В наших руках находится Его ключ. Но, даже будучи евреем по рождению, еврей не обязательно выживает. Чудо происходит ровно в тот момент, когда он твердо решает учить Тору, передает это учение своим детям и исполняет заповеди.
И пусть наша преданность Торе крепнет, и на этой преданности строится секрет еврейского выживания и веками процветает еврейский образ жизни. И пусть Всевышний откликнется на наши молитвы о восстановлении Сиона и земли Израиля, и о воссоединении еврейского народа. Амен.
Йоси Гольдман
Перевод Шейндл Кроль