«Очень долгое время меня мучает один вопрос: наш мир существует по принципу причины и следствия, а также по законам природы. Если это так, каким образом Всевышний влияет на наш мир? Неужели Он не принимает во внимание причинно-следственные связи и законы природы, или просто каким-то образом управляет ими для того, чтобы достичь желаемого?»
На вопросы читателей портала Chabad.org отвечает раввин Цви Фриман:Всевышний не «вмешивается» в происходящее в нашем мире, потому что вмешиваться Ему не во что. Все, что нас окружает, — не более, чем отражение Его самопознания. Маймонид по этому поводу сказал следующее: «Знающий, Знаемый и Знание едины». Если Б-г выбирает определенное видение Вселенной, значит, она будет существовать именно в таком виде. Если же Он решает что-либо изменить —она подчиняется Его воле.
Нам сложно понять эту истину, потому что все наши поступки совершаются в рамках мира, существовавшего до нашего в нем появления. Более того, нам известно, что мир останется и после нас, и он будет поддерживать определенный порядок вещей, вне зависимости от нашего мнения по тому или иному поводу. Солнце восходит на востоке вне зависимости от того, куда выходит окно моей спальни. Отцы старше своих детей вне зависимости от того, как на это смотрят сами дети. 1+1 всегдаравняется двум, даже если вашего бухгалтера устроил бы другой вариант.
Мы не устанавливаем правил, но соблюдаем их. Для Всевышнего же все происходящееможет быть лишь плодом Его фантазии, и Он может придумать все, что захочет. Еслиэто так, то чудо для Б-га — дело намного более простое, чем поддержаниеестественного порядка. Для Него поддержание законов природы означает лишьнеобходимость придерживаться определенных правил, а чудо в данном случаеподобно легкой импровизации.
В Тегилим сказано: «Как чудесны Твои деяния! Они настолько велики, что Твоивраги отрицают Тебя!» Этими словами царь Давид указывает на то, что Всевышнийпревосходит самого Себя. Он создал настолько прекрасный и гармоничный мир, чтоте, кто желают исключить Его из своей жизни, могут утверждать, что Он просто несуществует.
Как бы то ни было, ради тех, кто усердно ищет истину, Всевышний время отвремени устраивает «поломки системы», внимательно следя за нашей реакцией.
Приведу пример. В один прекрасный летний день я проходил мимо одного здания иуслышал из открытого окна фортепьянную музыку. В тот момент я подумал: «В этомздании никто не может играть на фортепьяно. Это наверняка запись».
Затем я внимательно прислушался, и что-то подсказало мне, что это была живаяигра. Тогда я решил задержаться у этого здания. Спустя некоторое время яуслышал, как пианист ошибся, исправил свою ошибку и продолжил играть. Теперь-тоя точно знал, что это была живая игра, несмотря на то, что поначалу думал иначе.
Точно так же пока Всевышний играет написанную Им самим музыку (или, повыражению выдающегося физики-теоретика Ричарда Фейнмана, «цепочки ритмов, пронизывающиеВселенную»), мы можем сколь угодно долго убеждать себя в том, что слышим музыку,возникающую из ниоткуда. Поэтому время от времени Создатель начинаетимпровизировать — и эту выбивающуюся из контекста импровизацию мы называем«чудом». В такие моменты мы понимаем, что за этой прекрасной музыкой стоитПианист.
Материал подготовила Шейндл Кроль