«Почему Авраам с таким упорством противился смерти множества жителей Содома, но промолчал, когда Всевышний повелел ему принести в жертву собственного сына?»
На вопросы читателей портала Chabad.org отвечает раввин Цви Фриман: Вы задали очень красивый вопрос. Должен признаться, что несколько лет назад моя дочь спросила меня о том же. Но затем сама подсказала ответ.
Вспомним, как Б-г говорил с Авраамом в обоих случаях. Творец рассказал Аврааму о том, что «вопль на Содом и Гоморру стал велик, и греховность их очень велика. Сойду же и посмотрю: если по мере дошедшего до меня вопля поступали они — тогда [я пошлю] разрушение [на них]» (Берешит 18:20-21).
В схожей ситуации оказался и Моше Рабейну во время совершения евреями греха золотого тельца, когда Всевышний сказал ему: «А теперь оставь Меня, и воспылает Мой гнев на них, и уничтожу Я их» (Шмот 32:10).
По мнению Раши, Моше был так настойчив, что Всевышнему пришлось сказать: «Оставь Меня». И тогда Моше понял, что его «работа» как раз и заключалась в том, чтобы спорить с Б-гом, что он и делал.
Точно так же, когда Создатель сказал Аврааму о Своем намерении вершить суд над жителями Содома, тот понял, чего от него хочет Б-г — и начал спорить. Если бы все было иначе, Всевышний не стал бы говорить Аврааму о Своих планах.
Обратившись же к истории жертвоприношения Ицхака, мы видим, что Всевышний буквально указывает Аврааму: «Возьми сына твоего...» (Берейшит 22:2). В этот момент Авраам понял, что с этим спорить не стоит.
То же самое происходит с евреями. У каждого из нас — свои, глубокие отношения с Б-гом. Мы, в конце концов, не роботы. Иногда — во время молитвы — мы спорим с Б-гом о том, как Он устроил Свой мир. В иные моменты нам просто достаточно принять Его волю. Как нам понять, когда стоит спорить, а когда лучше промолчать? Мы знаем, когда живем в согласии с собственной душой (ивр. нешама), а нешама, в свою очередь, живет в согласии с Б-гом.
Добавлю лишь, что Авраам хотел отменить предназначенное жителям Содома наказание, а жертвоприношение Ицхака вообще не было наказанием. Более того, история с Ицхаком была выстроена таким образом, будто ему была оказана честь быть посвященным Б-гу.