Top.Mail.Ru

Уроки ответственности

14.11.2012

Бар-мицва и бат-мицва — священные ритуалы, исполняя которые, еврейский ребенок становится взрослым. Это своеобразный рубеж, совпадающий с наступлением физической зрелости. Тем не менее, большинство полагает, что подростки остаются эмоционально незрелыми, поэтому их довольно долго продолжают воспринимать как «детей». Общество не верит в то, что подросток способен отличать мудрость от безответственности, и поэтому законодательно закрепило множество ограничивающих подростков правил. Возможности на законных основаниях водить машину, голосовать и быть избранным, покупать алкоголь и сигареты все еще остаются в мечтах «взрослого», только что отпраздновавшего свою бар- или бат-мицву.

Почему же с точки зрения иудаизма 13-летний мальчик и 12-летняя девочка считаются полноправными взрослыми людьми? Что они выигрывают в условиях демонстративно игнорирующей этот факт реальности?

Давайте попробуем понять, в чем заключаются основные различия между взрослым и ребенком. Разница между ними заключается не в интеллектуальном неравенстве: ребенок может обладать очень развитым умом, но он все равно остается ребенком. Эрудиция также не является принципиальным отличием. Даже самый талантливый ребенок, вызубривший назубок Британскую энциклопедию (правда, современный ботаник, скорее, штудирует «Википедию»), не несет ответственности за свои поступки. Зрелость определяется в первую очередь способностью человека применять приобретенные им знания в повседневной жизни и использовать разум для подавления эмоций.

Проще говоря, взрослый человек способен принимать сложные решения, осознавая возможные последствия собственных поступков. Ребенок понимает последствия своих действий лишь в теории, а для взрослого они не абстрактны, но более чем реальны. Как говорят хасиды, «разум управляет сердцем».

Именно этот принцип лежит в основе заповеди тфилин, которая в первую очередь ассоциируется с бар-мицвой. Тфилин, который крепят на руке, располагается «напротив сердца», а тот, что закрепляют на голове, находится прямо над мозгом. Разум должен постоянно контролировать сердце, и оба они — подчиняться высшему авторитету — Б-гу, даровавшему нам заповеди, записанные на пергаменте, который находится в кожаных коробочках тфилин.

Всевышний, сотворивший человека, сделал так, что все мы развиваемся примерно в одном ритме — как физически, так и эмоционально. К началу пубертатного периода человек теоретически готовится к тому, чтобы нести ответственность за свои поступки. Эти «новоиспеченные взрослые» уже обладают достаточной зрелостью для того, чтобы обосновывать свои поступки с рациональной точки зрения, а не поддаваться эмоциям и не действовать под влиянием момента. И это не просто теория — до середины XX века именно так все и происходило. В не таком уж и далеком прошлом подростки 13-14 лет создавали собственные семьи и содержали их.

А мир вокруг становился все лучше. В конце концов, он стал настолько прекрасным, что родители, пережившие трудное детство, решили, что обеспечат своим детям лучшую жизнь. Они решили не лишать своих детей тех вещей, которых в детстве у них самих не было.

Это новообретенное изобилие оказалось палкой о двух концах. В материальном плане оно принесло множество благ и подняло уровень здравоохранения, а также сделало его общедоступным. Несомненным преимуществом повышения уровня жизни стало появление поколений высокообразованных молодых людей. Для содержания семей родителям больше не нужна была помощь детей, и они могли себе позволить оплачивать их обучение. Затем возникла ситуация, при которой дети начали взрослеть в гораздо более позднем возрасте. Для чего им было взрослеть раньше времени? Да и кто будет всерьез воспринимать подростка? В конце концов, не так уж и важно, как он проводит свое время (если, конечно, не стал серийным убийцей) — так или иначе, он может рассчитывать на то, что ему будет что есть и где спать. Ведь объяснение того, что прилежная учеба в школе повысит уровень жизни в далеком будущем, не сравнится с уже реальной ситуацией, когда за опоздание на работу могут уволить.

Время нельзя повернуть вспять. Родители XXI века уже не смогут отдать своего восьмилетнего сына в подмастерья кузнецу, чтобы тот научил мальчика ответственности! Мы благодарим Всевышнего за дарованные нам блага — но, в то же время, нам надлежит осознать, что в этой ситуации на нашем пути возникает еще одно испытание, которое мы способны и должны преодолеть. Сегодня настоящая подготовка к бар- или бат-мицве должна начинаться в очень раннем возрасте и включать в себя поиски возможностей научить наших детей осознавать возможные последствия их поступков. То есть, мы должны противостоять естественному родительскому порыву помочь, поправить и вообще решить все проблемы.

Возможно, мы не способны единолично изменить общество, но мы, по крайней мере, можем убедиться в том, что наши дети смогут быть ответственными взрослыми людьми, достигнув возраста бар- или бат-мицвы.

Нафтали Зильберберг

{* *}