«Я слышал, что, с точки зрения иудаизма, человек является единственным разумным существом во Вселенной. На чем основывается эта концепция?»
На вопросы читателей портала Chabad.org отвечает раввин Цви Фриман:
Вы, безусловно, заблуждаетесь!
Во-первых, мудрецы обсуждают тот факт, что животные тоже испытывают боль — в контексте запрета Торы причинять им страдания. Это значит, что животные в какой-то степени также обладают сознанием.
Во-вторых, Тора не раз упоминает высших ангелов, сознание которых охватывает реальность, лежащую далеко за пределами нашего понимания.
В-третьих, Маймонид, равно как и другие комментаторы Торы, пишет о сознании, присущем небесным телам, — и не только в иносказательном смысле. Если вас спросят о том, как может обладать сознанием шар, наполненный гелием или водородом, ответьте: «Но ведь человек, по сути, обыкновенный кусок мяса, тоже обладает сознанием!»
Уникальность человека заключается не в наличии сознания, а в том, как сознание определяет добро и зло и принимает на основе этого решения.
Любавичский Ребе отмечал, что Тора поддерживает концепцию, существования жизни на других планетах. Более того, мы можем понять это, основываясь на логических выводах, следующих из текста Торы. Так, в Книге Судей (5:23) пророчица Двора воспевает победу Барака над Сисрой. Вот ее слова: «Прокляните Мероз! Прокляните, прокляните его жителей, — сказал ангел Господень!»
Где находится Мероз и кто его жители? В Талмуде по этому поводу дается два объяснения. Согласно первому, Мероз — это планета или звезда. Ранее Двора говорила о том, что небесные тела также пришли на помощь народу Израиля: «С неба сражались, звезды с путей своих сражались...» Как бы то ни было, эта звезда, покровительствующая Сисре, не пришла ему на помощь. И поэтому полководец Барак одержал победу над Мерозом и его жителями.
Обладали ли жители Мероза разумом? В Торе разум определяется как способность принимать решения на основе свободного выбора. Свобода выбора возможна лишь там, где есть Тора, при помощи которой Создатель дает нам, Своим творениям, несколько возможностей и предлагает сделать свой выбор.
Поэтому, если во Вселенной существует разумная жизнь, в ней также должна присутствовать Тора. Но, может быть, их Тора отличается от нашей? Нет, потому что Тора есть истина, а двух истин быть не может.
Значит, их Тора — это наша Тора? Это также невозможно, поскольку в Торе дается подробное описание того, как она раскрылась в нашем мире, а этот факт сам по себе влияет на то, как должно исполнять заповеди Торы.
Таким образом, несмотря на то, что жизнь на других планетах возможна, в ней нет места разуму, наполняющему жизнь человека.
Ученый-биолог Велвл Грин был приглашен в НАСА для участия в проекте, посвященном поиску жизни на Марсе. В личной беседе он спросил Любавичского Ребе о том, стоит ли ему принимать это приглашение.
Ребе ответил: «Доктор Грин! Ищите жизнь на Марсе. А если не найдете ее там, поищите ее на просторах Вселенной. Утверждая, что за пределами планеты Земля нет жизни, вы ограничиваете возможности Всевышнего, а этого не должно делать ни одно из Его творений!»