Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
13.02.2013
Духовное не нуждается
в пространстве и
не ограничено им.
Во времена великого Магида в Межериче жил богатый еврей-домовладелец, известный еще и как прекрасный знаток Торы. Молитве и изучению Торы он мог посвящать большую часть времени. Жена управляла принадлежащей им лавкой, но каждый день этот человек уделял торговле лишь пару часов, остальную часть дня изучая Тору в местном бейт-мидраше.
Человек этот критически относился к хасидскому учению, а потому никогда не бывал у Магида. Однажды в пятницу он пришел в бейт-мидраш рано утром и застал там группу молодых людей, изучавших Тору. Очевидно, они провели тут большую часть ночи. Богач не был знаком ни с кем из них, поэтому подумал, что они наверняка приехали из другого города.
Он подошел к путникам, чтобы поприветствовать их, расспросить, откуда они и зачем приехали. Молодые люди рассказали ему, что приехали издалека, чтобы увидеть Ребе. Услышав ответ, наш еврей подумал: «Люди приезжают издалека для встречи с Магидом, а я живу рядом с ним, но ни разу его не видел. Наверное, мне стоит хотя бы один раз посетить его».
Затем межеричскому обывателю пришла в голову следующая мысль: «Я, разумеется, не могу посетить Магида в то время, которое обычно провожу за изучением Торы, но уж в лавку-то я в один из дней могу не ходить». Так он и сделал.
Войдя в кабинет Магида, богач был поражен его видом. От Ребе, казалось, исходил Б-жественный свет.
После той встречи домовладелец начал приходить к Магиду все чаще и чаще, даже отказываясь за счет этих визитов от изучения Торы. Постепенно он начал считать Магида своим Ребе, посвятил ему сердце и душу, став одним из преданных цадику хасидов.
Спустя некоторое время его доходы от лавки заметно упали. Затем дела пошли еще хуже, и еврей обнаружил, что почти разорен.
Он никак не мог понять, почему с ним случилось такое несчастье — неужели он не увеличил свои заслуги перед Небесами, став последователем великого Магида? И тут его осенило! Дела пошли на спад в то время, когда он сам стал хасидом!
Еврей решил задать мучающий его вопрос Магиду. Ребе ответил:
— Как изучающий Тору, ты должен знать, что в Талмуде (трактат Бава Батра 25а) сказано: «Тот, кто стремится быть мудрым, должен молиться лицом на юг; а тот, кто хочет стать богатым, — на север» [эту цитату можно перевести также: «идти на юг» или «идти на север», – ред.]. А все потому, что менора стояла у южной стены Храма, а стол для приношения хлебов — у северной. А теперь ответь мне: что делать тому, кто хочет быть и богатым, и мудрым? — спросил Магид. — Между севером и югом расстояние велико!
Еврей не знал, что ответить и терпеливо ждал продолжения.
Ребе продолжил:
— Если человек готов умалить себя, его жизнь становится более духовной. А духовное не нуждается в пространстве и не ограничено им, а значит, человек этот может оказаться одновременно и здесь, и там.
Эти слова проникли в сердце преданного хасида. Он стал вести гораздо более скромный образ жизни, и вскоре его дала пошли на лад, а благосостояние достигло прежнего уровня.
В главе из Торы, которую мы читаем на этой неделе, речь идет не только о меноре и столе для приношения хлебов, но и о Ковчеге Завета, который в сравнении с окружающими Святилище предметами казался не занимавшим почти никакого места в пространстве!
Йерахмиэль Тильс