Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
22.02.2013
В субботу накануне Пурима мы читаем в Торе особую главу — Паршат Захор. В ней рассказывается о заповеди помнить Амалека, о том, как он вместе со своими воинами безо всяких причин атаковал евреев в пустыне, когда те вышли из Египта. Аман, главный злодей в истории Пурима, был потомком Амалека; именно поэтому Паршат Захор напрямую связана с Пуримом.
Амалек представляет собой архетип антисемита. В XX веке этого позорного титула был удостоен Гитлер. Многие евреи, писавшие воспоминания о Холокосте, называли нацистскую армию «амалекитянами своего поколения». Именно поэтому заповедь помнить о том, что Амалек когда-то сделал еврейскому народу, актуальна и сегодня. Она убеждает нас в том, что мы никогда не должны позволить этой памяти раствориться в истории.
Вне всяких сомнений, Холокост — одно из самых катастрофичных событий последних веков. Но есть и другая сторона. Хотя вспоминать о Холокосте необходимо, не менее важно стремиться не переходить грань и не добиваться того, чтобы наша молодежь переоценила его в ущерб всему остальному. А ведь многие педагоги, писатели и режиссеры порой так усердствуют, что наши дети в итоге знают о Холокосте больше, чем об иудаизме.
Иудаизм существовал до Холокоста и будет существовать после него. Иудаизм — это не трагедия и не реакция на трагедию. Жизнь еврея — это не только боль и страдания, тяжелые испытания и несчастья. Иудаизм — это радость, счастье и праздник жизни. Иудаизм — это Шаббат, праздники, тфилин, брит-мила, еврейские свадьбы, веселье Пурима и танцы на Симхат Тора.
Всевышний избрал евреев, сделав их святым народом, дарующим свет всему остальному миру. Нам доверена миссия нести в мир мораль, Б-жественные ценности, сострадание и заботу друг о друге и об окружающих.
Говорят, что современный Израиль родился в пепле Освенцима. Но, не имея позитивной цели, — быть еврейским государством — эта страна теряет смысл своего существования. Да, мы можем сотворить оазис в пустыне и создать единственное демократическое государство на Ближнем Востоке, но какова его цель в перспективе? Без логических и разумных обоснований Израиль может стать очередным Ливаном, породившим лишь свою собственную организованную преступность.
У нашего еврейства всегда была особая судьба и высшая цель. Мы не имеем права позволить собственному еврейскому самосознанию зачахнуть под влиянием антисемитизма. Изучение Холокоста жизненно необходимо в том смысле, что мы не должны забывать о том, «что сделал Амалек» и свято чтить память миллионов погибших евреев. Но наш народ и наша вера выходят за пределы борьбы за выживание и намерения победить своих врагов и угнетателей. Мы должны выжить не назло Гитлеру и Амалеку, но ради преемственности поколений, ради сохранения присущего нам образа жизни и успешного исполнения своей миссии в этом мире — именно от этого зависит все сотворенное в нем.
Не будем забывать наше печальное прошлое. Но, вместе с тем, будем помнить о том, что еврейство заключается не только в чтении молитвы Кадиш и в поминовении умерших (йорцайт). Иудаизм полон мудрости и чудес, философии и смысла, радости и веселья.
Веселого Пурима!
Йоси Гольдман