Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
06.03.2013
Евреи не верят в благотворительность. И пусть вас не вводят в заблуждение рассказы об их склонности к филантропии и о тяге создавать всевозможные социальные и гуманитарные организации. Евреи не занимаются благотворительностью, само это понятие практически отсутствует в еврейской традиции.
Вместо того чтобы заниматься благотворительностью, еврей дает цдаку, что в переводе с иврита означает «праведность» и «справедливость». Отдавая свои деньги и другие доступные ему ресурсы, еврей делает это не потому, что он щедр или «милосерден». Он просто поступает правильно и справедливо.
Один богатый хасид как-то получил письмо от своего ребе, Авраама Йегошуа Хешеля, с просьбой пожертвовать 200 рублей на спасение другого хасида от разорения. Богатый хасид регулярно жертвовал деньги, поддерживал многие начинания раввина, но это письмо он получил, когда сам находился не в лучшем с финансовой точки зрения положении, к тому же речь шла об очень значительной сумме.
После недолгих раздумий хасид принял решение отклонить просьбу ребе. Вскоре после этого его материальное благополучие пошатнулось. Все его деловые предприятия разорились одно за другим, в результате он потерял все.
Тогда хасид отправился к рабби Аврааму Йегошуа Хешелю.
— Ребе, — рыдал он, — я знаю, почему все это случилось. Но неужели мой грех был так велик, что я заслужил столь суровое наказание? И неужели меня нужно было наказывать без предупреждения? Если бы ты сказал мне, насколько важными в тот момент были эти 200 рублей, я бы сделал все, о чем ты просил в письме!
— Но тебя никто не наказывал, — ответил ребе.
— Как же так? Ведь я лишился всего своего состояния!
— Ты не лишился ничего из того, что тебе принадлежит, — продолжил ребе. — Видишь ли, когда моя душа пришла в этот мир, мне был выделен определенный набор материальных ресурсов, которые я мог использовать для выполнения своей миссии. Тем не менее все свое время я посвящаю молитве и изучению Торы, а также уделяю внимание тем, кому нужен мой совет. Таким образом, у меня не остается времени на то, чтобы управлять своими деньгами. Поэтому я доверил свои средства «банкирам» — людям, которые осознают, что их миссия состоит в том, чтобы помогать мне в моей работе. Ты не справился с этой миссией, поэтому деньги ушли к другому «банкиру».
В нашем мире, где так ужасающе велика пропасть между бедностью и богатством, существуют две основные концепции достатка и собственности:
1. Материальные ресурсы по праву принадлежат тем, кто их заработал или получил в наследство. Если они хотят поделиться с другими хотя бы небольшой частью своего богатства, они совершают очень благородный поступок, достойный восхищения и всеобщего одобрения.
2. Неравное распределение ресурсов земли среди ее обитателей представляет собой искажение естественного порядка вещей. Имея в собственности больше, чем ему нужно для личного потребления, человек потворствует несправедливости и совершает преступление. Делиться с нуждающимися — это не хороший поступок, а исправление несправедливости.
Еврейская традиция отрицает обе эти концепции. Согласно закону Торы, жертвовать тем, кто испытывает нужду, — мицва. С одной стороны, такой поступок является не произвольным действием, но обязанностью и долгом. С другой стороны, это просто хороший поступок — заслуга того, кто знает свои обязанности и подходит к их исполнению со всей ответственностью.
Евреи считают, что материальное благосостояние — не преступление, а благословение Б-га. Удостоившийся этого благословения должен относиться к себе как к «банкиру» Б-га — то есть, воспринимать себя как человека, которому Создатель доверил важную роль по распределению ресурсов в сотворенном Им мире.
Всевышний мог бы даровать людям все ресурсы Своего мира по справедливости. Но тогда этот мир стал бы не более чем демонстрационной моделью могущества Творца, предсказуемой, как компьютерная игра и статичной, как музейная экспозиция. Всевышний хотел создать динамичный мир, в котором человек также станет творцом и создателем; мир, управление которым, в определенном отношении, доверено творениям Б-га, наделенным свободой выбора между исполнением своей миссии и отказом от нее.
Таким образом, еврейский закон обязывает человека давать цдаку — даже в том случае, если он сам существует благодаря помощи окружающих. Если бы цель цдаки заключалась лишь в исправлении несправедливого распределения ресурсов между богатыми и бедными, то этот закон не имел бы никакого смысла. Цдака — нечто большее: она представляет собой данную каждому из нас возможность стать «партнером Б-га в сотворении мира».
Прежде всего, цдака для дающего ее — это урок смирения. Перед нами стоит человек, которому повезло меньше, чем нам. Мы знаем, что Б-г мог бы с легкостью обеспечить нуждающегося всем необходимым, вместо того чтобы отправлять его к нам с просьбой о помощи. По сути, он страдает от бедности для того, чтобы мы получили возможность совершить угодное Б-гу деяние!
С другой стороны, если Б-жественное провидение распоряжается таким образом, что мы сами вынуждены просить о помощи, нам не следует смущаться и переживать по этому поводу. Ведь мы знаем о том, что Б-г и сам мог бы с легкостью обеспечить нас всем необходимым, но мы обращаемся к окружающим, чтобы они могли совершить угодный Ему поступок. «Благодетель» дает нам деньги или иные ресурсы, но от нас он получает нечто большее: возможность стать партнером Б-га в сотворении мира.
Как говорили наши мудрецы, бедняк делает для богача больше, чем богач для бедняка.
Янки Таубер