Однажды Ребе Шолом Дов Бер Шнеерсон (Рашаб) отправился в продолжительную поездку в Петербург. По прибытии в город, доставая из багажного отделения свои вещи, он увидел, что один из чемоданов пропал. Сопровождавшие Ребе хасиды во главе с реб Шмуэлем Михлом обыскали весь вагон, но не нашли пропажу. Чемодан исчез. Ребе очень расстроился — в этом чемодане он вез много ценных книг.
Спустя несколько дней сын раввина города Хорол Шмуэля Гурари, Авраам Элиягу Гурари, также оказался в Петербурге. Незадолго до этой поездки молодой человек женился на девушке из богатой семьи, за которой дали десять тысяч рублей приданого. Авраам Элиягу пустил эти деньги в дело и потерял почти всю сумму. Случившееся не обрадовали ни его жену, ни ее родителей, и в семье молодого человека начались разлады.
Узнав, что Ребе Рашаб приехал в Петербург, Авраам Элиягу решил обратиться к нему за советом. Первое, о чем Ребе попросил молодого хасида, протянув талон на багаж — чтобы тот забрал его чемодан. Авраам Элиягу взял талон и отправился на вокзал, еще не зная о том, как отчаянно Ребе пытался разыскать этот самый чемодан ранее.
На вокзале стояла необыкновенная тишина — не слышно было даже прибывающих и отъезжающих поездов. Авраам Элиягу решил выпить воды в вокзальном буфете. Уже сидя в буфете и доставая папиросу, за соседним столом он заметил пристально наблюдающего за ним мужчину. Хасид любезно предложил незнакомцу папиросу.
— Что вы тут делаете? — спросил незнакомец, прикуривая.
— Я приехал, чтобы забрать чемодан раввина Шнеерсона, — ответил молодой человек.
— Что вы говорите! — воскликнул незнакомец, — а я как раз управляющий багажным отделением. Давайте квитанцию, я все организую.
Забрав квитанцию, незнакомец отошел и передал ее одному из работников вокзала. Тот отправился в багажное отделение, но спустя несколько минут вернулся с пустыми руками, сообщив, что чемодана не нашел. «Быть того не может! — прикрикнул на него начальник, — чемодан находится в багажном отделении! Поищи хорошенько и немедленно принеси его сюда!»
Рабочий вернулся в багажное отделение и снова начал искать чемодан. Обыскав каждый угол, он нашел тот самый чемодан под большим тюком и принес его в буфет. Хасид поблагодарил начальника отделения и, забрав чемодан, вернулся к Ребе, который был несказанно рад найденной пропаже. «Авраам Элиягу, я твой должник», — сказал Ребе Рашаб.
Позднее, во время личной беседы, Авраам Элиягу рассказал Ребе о том, в какой сложной ситуации он оказался. Ребе спросил, сколько денег осталось у хасида. Узнав, что от изначальной суммы осталась только тысяча рублей, Ребе сказал: «Поезжай в Керчь, и Всевышний поможет тебе разбогатеть. Не забудь запастись едой в дорогу».
Авраам Элиягу вернулся домой и рассказал жене о том, какой совет получил от Ребе. Теперь он был уверен в том, что Всевышний поможет ему. Жену также воодушевил рассказ Авраама Элиягу и она наготовила мужу в дорогу много еды. Взяв сумку с провизией, талес и тфилин, молодой хасид отправился в путь.
Авраам Элиягу прибыл в Керчь жарким летним днем и тут же решил пойти на море. Поплавав в море, он вышел на берег и принялся за еду, заботливо приготовленную женой. Вдруг он увидел, что за ним наблюдает какой-то еврей. Хасид тут же предложил еврею разделить с ним трапезу, во время которой между ними завязалась беседа. На вопрос собеседника о том, что привело хасида в Керчь, Авраам Элиягу рассказал историю о том, как потерял почти все деньги из приданого жены, а Ребе дал ему благословение и наказал поехать в Керчь с оставшейся тысячей рублей. «И вот я здесь, — закончил свой рассказ хасид, — и понятия не имею, что я должен тут делать».
«Возможно, я смогу помочь, — сказал еврей, — давай встретимся завтра тут же, на пляже. Со мной будет еще один человек, и мы придумаем, как тебе помочь. И, — с улыбкой добавил он, — непременно принеси с собой еще этих вкусных пирожков».
На следующий день еврей привел с собой приятеля, который предложил Аврааму Элиягу купить у него за тысячу рублей вагон нарезанной папиросной бумаги, а затем выгодно продать этот товар. Получив от хасида деньги, этот человек предложил Аврааму Элиягу поехать в Кременчуг, где работало несколько табачных фабрик. Приехав в Кременчуг, хасид пришел на одно такое предприятие и предложил хозяину купить вагон папиросной бумаги.
— Сколько ты хочешь за свой товар? — спросил владелец фабрики.
— 10 тысяч рублей, — ответил Авраам Элиягу, надеявшийся вернуть потерянные когда-то деньги.
Владелец фабрики улыбнулся: «Да за эту бумагу и две тысячи – уже дорого! Ты же купил ее вдвое дешевле». Авраам Элиягу не сдавался. В итоге хозяин фабрики поднял цену до четырех тысяч. Хасид отправился на поиски других покупателей. В конце концов, на другой фабрике ему предложили пять тысяч рублей.
Тем временем владелец фабрики сам решил поехать в Керчь, поскольку уже знал от Авраама Элиягу, где тот купил вагон сигаретной бумаги. «Зачем мне покупать бумагу у этого хасида, если я сам могу поехать в Керчь и купить целый вагон за тысячу рублей?» — сказал он себе.
Приехав на место, табачный фабрикант нашел того самого человека, который продал Аврааму Элиягу вагон папиросной бумаги. «Мне очень жаль, — сказал продавец, — но мы обеспечены заказами на бумагу на много месяцев вперед. Мне просто стало жаль этого молодого еврея, поэтому я и продал ему целый вагон. Я вам больше скажу, — продолжил он, — сейчас вы вообще нигде не найдете папиросной бумаги».
Услышав эти слова, владелец табачной фабрики немедленно дал телеграмму Аврааму Элиягу, в которой сообщил, чтобы тот не продавал свой вагон никому, поскольку сам готов купить товар по цене, предложенной изначально.
Так Авраам Элиягу Гурари вернул все свои деньги. Осознав, какое с ним произошло чудо, он решил отправиться к Ребе, чтобы спросить совета о том, что делать дальше. Приехав к Ребе Рашабу, он рассказал ему всю историю и спросил:
— Что мне делать теперь?
— Авраам Элиягу, — ответил Ребе Рашаб, — я ведь уже вернул тебе долг.
Биографическая справка. Ребе Шолом Дов Бер Шнеерсон (1860-1920), известный как Ребе Рашаб, был пятым Ребе из династии Шнеерсонов. Известен как автор множества работ, раскрывающих тайны хасидской философии.
Йерахмиель Тильс