Top.Mail.Ru

Вечная благодарность

19.04.2013

На первый взгляд кажется, что с возрастом нам все труднее почитать своих родителей. В детстве у нас не было выбора, поскольку мы полностью зависели от мамы и папы. Затем наступила юность, и исполнение пятой заповеди («чти отца твоего и мать твою») с каждым днем становилось все более сложной задачей. Легко сказать, но сложно сделать — особенно когда речь идет о подростке, отчаянно стремящемся к независимости.

С моей точки зрения, все усложняется по мере того, как мы взрослеем. Что происходит, когда наши родители стремительно стареют? Как мы реагируем на то, что они становятся раздражительнее, придираются по мелочам и с ними просто становится сложно общаться? Старение, ухудшение памяти, рассеянность — эти признаки никого не радуют. Детям, несущим ответственность за своих родителей, явления эти значительно усложняют жизнь. Возможно, именно поэтому в Торе сказано: «Иш имо ве-авив тирау» («чти отца твоего и мать твою»). Слово «иш» в переводе означает «человек» или «взрослый». Иными словами, Тора четко дает нам понять следующее: даже став взрослым человеком, каждый из нас обязан уважать своих родителей и заботиться о них. И не важно, что вы, возможно, занимаете ответственную должность или ведете активный образ жизни — все равно вы все еще ребенок. Ваши родители вас вырастили, кормили и одевали, ухаживали за вами и многому вас научили. И долг благодарности к ним возложен на вас на протяжении всей жизни.

Раввин Ирмиягу Алой, благословенна его память, рассказывал интересную историю о том, как однажды он приехал в США и нашел нескольких своих друзей, которые к тому моменту жили в доме престарелых. Раввин поинтересовался у друзей, навещают ли их дети. Один из друзей ответил цитатой из Теилим (68:20): «Барух Ашем йом-йом» («Слава Б-гу, изо дня в день»). Рабби Алой был приятно удивлен:
— Твои дети навещают тебя каждый день? Это же прекрасно!
— Нет, рабби, ты не понимаешь. «Йом-йом» означает дважды в год: на День матери и в День отца!

Нет сомнения, что в ряде случаев пожилым людям больше всего подходит проживание в специализированном учреждении, где им обеспечивают заботу и квалифицированный уход. В этом случае самое минимальное, что мы можем для них сделать, — это навещать их почаще.

Чем дольше каждый из нас может оставаться самостоятельным, тем лучше. Я не стремлюсь никого обвинить, а просто хочу привести в качестве примера еще один случай из собственной биографии. Это случилось в Нью-Йорке, когда я был еще очень юн. Когда умерла моя бабушка, мой дед, раввин Йоханан Гордон, благословенна его память, переехал в дом моих родителей. Мне очень повезло, что на протяжении 12 лет я жил с дедом в одной комнате. Иногда я помогал ему с подсчетами средств из фонда «гмилус хесед», которые он вел прямо у нас дома. Фонд ежегодно выделял членам общины беспроцентные ссуды на общую сумму около миллиона долларов. А еще я помню, как помогал деду подстригать ногти на ногах, поскольку ему было сложно делать это самостоятельно... На самом же деле, не столько я помогал деду, сколько он мне. Он был для меня примером. Несмотря на то что он всегда носил шляпу раввина и у него была длинная белая борода, дед никогда не читал никому из нас наставлений. Само его присутствие в нашем доме в те годы стало, благодаря его личным качествам, огромной поддержкой для меня — закомплексованного подростка, ищущего свой путь в этой жизни. Без тихого вдохновения, которое я черпал в общении с дедом, я, возможно, никогда не стал бы раввином... Да, с пожилыми людьми общаться нелегко. Помню, что временами и мой дедушка бывал нетерпелив и раздражителен, но от общения с ним я получил намного больше, чем отдал.

Да, и вот еще что: когда-нибудь, спустя годы, наши дети, скорее всего, будут относиться к нам так же, как мы сегодня относимся к своим родителям.

Йоси Гольдман


{* *}