Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
28.06.2013
Вы когда-нибудь играли в «испорченный телефон»? Суть игры такова: участники шепчут друг другу на ухо по кругу какое-то сообщение. Задача каждого игрока заключается в том, чтобы передать смысл сообщения другими словами, не повторяя своего предшественника. Как правило, прекрасным результатом считается сообщение, прошедшее без искажения смысла пять звеньев.
Не кажется ли вам удивительным, что еврейский народ успешно передает приверженность иудаизму на протяжении сотен поколений? Иногда возникает ощущение, что пламя этой любви колеблется, а то и вовсе затухает, но затем оно всегда возгорается с новой силой будто из ниоткуда. Мы — потомки Авраама и Сары, от которых и унаследовали любовь к Б-гу и решимость исполнять Его волю. Как получилось, что эта любовь сохраняется на протяжении столь длительного времени, не ослабевает и не гаснет?
Смена поколений
Ответить на этот вопрос можно, поняв разницу между наследством и подарком. Предположим, вам подарили лошадь, от которой вы вежливо отказались. Кому в этом случае она принадлежит? Конечно, дарителю. А теперь представьте, что эта лошадь досталась вам в наследство, от которого вы тоже отказываетесь. Чьей собственностью является лошадь в этом случае? По закону Тору, она все равно принадлежит вам.
Тора просто не позволяет наследникам отказываться от наследства. Подарок — это передача прав владения от одного человека к другому, предполагающая согласие обеих сторон. Наследование же — это не передача прав владения, а замена личности владельца. Наследники, вступая в права собственности, сами становятся наследодателями. Иными словами, покидая этот мир, наследодатель не передает имущество наследникам. Имущество остается на своем месте, а наследник становится преемником усопшего, то есть перенимает право владения имуществом.
В этом заключается высшее достижение родителя. На протяжении всей жизни мы стремимся передать детям наши ценности, привить им нашу любовь к жизни, наши принципы и моральные ценности. Покидая этот мир, мы не просто оставляем их с определенным набором ценностей — мы уходим навсегда. Они становятся нами, и таким образом осуществляется наша заветная мечта, достигается такая желанная для нас цель.
Вот почему ивритское слово нахала (наследство) имеет тот же корень, что и нахаль (ручей). Имущество передается от наследодателя к наследнику так же естественно, как вода устремляется вниз по течению. Для сохранения этого порядка нет необходимости заручаться согласием наследника.
От Авраама
Вернемся к теме испорченного телефона. Душа еврея по-прежнему питает любовь к Творцу, восторгается Его величием и благоговеет перед Ним, и это происходит не потому, что именно такое восприятие мы переняли у старшего поколения, которое, в свою очередь, приняло его от своих отцов по цепочке, тянущейся более трех тысяч лет. Причина кроется отнюдь не в цепи поколений с сотнями звеньев. Все дело в том, что мы поддерживаем прямую связь с первоисточниками этого восприятия — Авраамом и Сарой. Если с течением времени сын встает на место своего отца, то Ицхак в своем поколении стал Авраамом, когда его отец покинул наш мир. Со смертью Ицхака его сын Яаков стал Ицхаком в своем поколении, а, поскольку Ицхак в свое время стал Авраамом, то Яаков стал еще и Авраамом своего времени.
И эта связь продолжилась, растянувшись на многие поколения евреев. Каждое поколение заменяет не только предшествующее, но и все предыдущие поколения, начиная с Авраама — первого звена в цепи нашей истории. Мы становимся преемниками наших предков, которые когда-то сменили своих прародителей — а значит, становимся еще и ими. Мы не просто являемся хранителями трехтысячелетней традиции — мы представляем первое звено этой цепи. Наши души унаследовали свет души Авраама.
Гиюр
Концепция эта становится еще более убедительной, когда речь идет о евреях по выбору, то есть о тех, кто обратился в иудаизм. Евреи по рождению считаются таковыми потому, что евреями являются их биологические родители. Геры же получают еврейство не от биологических родителей, а непосредственно от Авраама и Сары. Несмотря на то что все мы имеем духовную связь с Авраамом и Сарой, особенно прочно такую связь ощущают именно геры.
Еврейская душа, рожденная в тот момент, когда человек прошел гиюр, — высшего духовного порядка и непосредственно связана с Авраамом. Гер находится не на самой нижней ступени духовной лестницы, но, являясь прямым наследником Авраама, пребывает на самой ее вершине. Некоторые из величайших еврейских мудрецов были герами или их потомками: прозелит Онкелос, который перевел Тору на арамейский, и рабби Акива.
Находиться рядом с праведным гером — все равно что греться в свете праведности Авраама и Сары, который вдохновляет нас и пробуждает нашу собственную связь с праотцами.
Наследники Б-жественного
Продолжив размышлять о проблеме наследования, можно прийти к неожиданному выводу. Тора говорит о себе как о наследии Б-га. Таким образом евреи являются наследниками не только Авраама, но и Б-га. Конечно, мы можем считать наследником того, кто приходит на смену биологическому отцу, но как мы можем стать Б-гом?
Возможно, лучшим ответом на этот вопрос стало объяснение, которое я услышал от своего собственного отца в пятилетнем возрасте. Именно тогда я услышал слова отца о том, что Б-г присутствует в любой вещи: камень — это Б-г, дерево — Б-г, человек — тоже Б-г. Я перебил его, недоуменно спросив:
— Значит ли это, что я — Б-г?
— Нет, — ответил отец, — ты не Б-г, но Б-г — это ты.
Если Всевышний бесконечен, значит, Он заполняет собой все пространство. Если он заполняет все пространство, значит, за пределами Б-га нет места ничему и никому. Если это так, следовательно, все сущее является продолжением Б-га. Это означает, что мы существуем в силу Его существования. Осознав эту экзистенциальную истину, мы прекращаем прислушиваться к своему эго и выходим за пределы самоощущения. Всеобъемлющее присутствие Всевышнего очищает и поглощает нас.
При этом наше «Я» становится не меньше, а больше; оно вырастает до такого размера, что является неотъемлемой частью Б-жественного. Это и есть истинная форма наследования. Мы не становимся Б-гом, но понимаем, что никогда и не были ничем, кроме Б-га. Тора — наше наследие потому, что учит нас тому, как перестать быть сторонним наблюдателем. Она показывает нам, как избавить наши души от эго и предлагает нам стать частью Б-га.
Лейзер Гурков