Top.Mail.Ru

Молитва с прибылью

13.11.2013

Рабби Дов-Бер, великий Магид из Межерича, очень много времени уделял молитве. Молился он зачастую часами. Неподалеку от Межерича жил один ученый еврей, который, как и Магид, молился в соответствии с каванот (направление мысли, которое определяет ход течения молитвы), установленными великим Ари (рабби Ицхак Лурия) из Цфата. Однако молитвы того еврея не были такими длинными. Узнав о том, сколько времени молится Магид, еврей пришел в замешательство и заинтересовался причиной, которую решил выяснить у великого раввина лично.


Каждый год этот еврей, который был к тому же довольно состоятельным человеком, бывал на знаменитой Лейпцигской ярмарке. Там он выгодно покупал товары, которые затем продавал в родном городе, получая неплохую прибыль. На вырученные деньги он мог позволить себе жить оставшуюся часть года, посвящая все свое время изучению Торы и молитве. Планируя следующую поездку, он решил проехать через Межерич.

Увидев своими глазами, как долго молится Магид, еврей был изумлен. При первой же возможности лично побеседовать с великим рабби Дов-Бером, состоятельный хасид сказал: «Я тоже молюсь с особыми намерениями в соответствии с учением Ари, но не вижу необходимости делать это настолько долго».

Не вступая в дискуссию, Магид спросил гостя об источниках его доходов. Еврей рассказал о том, что одной поездки в Лейпциг в год хватает ему на то, чтобы получить средства для безбедного существования в течение года.

— Но как ты понимаешь, что получил прибыль? — спросил Магид.

— Очень просто, — ответил купец, — я заношу в журнал общую сумму расходов, включая дорожные, и вычитаю ее из общей выручки от продажи товаров. Остаток и есть моя прибыль.

Торговец не мог понять, отчего вдруг Магида так заинтересовали детали его работы.

— Но для чего, — последовал невинный вопрос, — ты тратишь массу времени и денег на поездку в Лейпциг и обратно? Почему бы тебе просто не записать в журнале суммы расходов и доходов, без спешки и суеты?

— Ха-ха-ха! — прогремел купец, — неужели ты думаешь, что денег прибавится только от моих записей в журналах? Конечно, нужно поехать в Лейпциг, сначала все купить, а потом и продать, чтобы прибыль стала настоящей, а не теоретической.

— Ну хорошо, — ответил Магид, — а теперь представь себе, что каванот — это товары: если они не занимают весь твой разум и твое сердце — как если бы ты был «там» это все равно, что ты записываешь цифры в журнале, не получая реальной прибыли. С другой стороны, если ты пребываешь «там», то приобретаешь немало прекрасного «товара», делая хорошую прибыль из каванот... Но для того, чтобы достичь желаемого, нужно очень много времени и внимания уделять молитве.

Биографическая справка:

Рабби Дов-Бер из Межерича был прекрасным оратором и оригиналом мысли, мудрецом и учителем. Изначально он отчаянно сопротивлялся распространению нового хасидского учения, но впоследствии стал одним из преданнейших последователей Баал Шем Това, а после его смерти сплотил вокруг себя хасидов. Под его началом за 11 лет хасидское движение получило широкую известность. Прошло время, и хасиды вместе со своими противниками-литваками встали на защиту Торы от растущей волны секуляризации. Учениками Магида были рабби Шмелке из Никольсбурга и его брат рабби Пинхас Горовиц из Франкфурта, рабби Леви Ицхак из Бердичева, рабби Нахум из Чернобыля, рабби Шнеур Залман из Ляд, рабби Элимелех из Лиженска и его брат рабби Зуша из Анаполя, рабби Зеев-Вольф из Житомира, рабби Шломо из Карлина, рабби Менахем-Мендл из Витебска и многие другие. Единственным сыном Магида был рабби Авраам а-Малах («Ангел», 1741–1776).

Иерахмиэль Тильс

{* *}