Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
05.02.2014
Однажды молодой еврей по имени Велвл возвращался домой от своего тестя, ребе Боруха, жившего неподалеку от Чернобыля. Велвл был наслышан о ребе Менахеме Нохуме, известном как Чернобыльский магид; поэтому он решил остановиться в Чернобыле, чтобы самому увидеть все прославившие этого цадика чудеса.
Конечно, ко всем этим историям о чудесах он относился недоверчиво, но при встрече с цадиком был очарован святостью, его окружавшей. Эта встреча стала самым ярким впечатлением в жизни Велвла. Он не хотел покидать Магида. Единственным его утешением стала мысль о том, что он сможет вернуться, когда вновь отправится навестить тестя.
Через некоторое время Велвл вернулся — и вновь проникся атмосферой святости. Его вдохновляли молитвы, восторгали услышанные на фарбренгене размышления о Торе… Вскоре Велвл стал преданным хасидом Магида из Чернобыля. Тестя, однако, известие о новом наставнике Велвла не обрадовало.
— Да что с тобой происходит? Почему ты так увлечен этим рабби Нохумом? — возмущался он. — Ведь я содержу тебя, и все время ты должен проводить в изучении Торы! Но вместо этого ты каждый день пропадаешь у Магида!
— Дорогой мой тесть, — ответил Велвл, — могу только предложить тебе провести ближайший Шаббат у Магида вместе со мной.
И вот, накануне наступления Шаббата они приехали в Чернобыль . По окончании молитвы в честь Субботы Велвл посмотрел на тестя, ожидая увидеть его реакцию. Реб Борух сказал: «Не впечатлен. Я такие молитвы и раньше слышал». Велвл расстроился, но решил, что тесть поймет его, услышав, как Магид читает киддуш на вино перед вечерней трапезой. К немалому удивлению Велвла, реб Борух остался безучастным и после киддуша. Он не изменил своего мнения ни после субботних нигунов, ни во время последовавшей за ними беседы Магида о недельной главе Торы.
По окончании Шаббата реб Борух сказал зятю: «Тебе пока не удалось меня убедить. Не вижу ни одной причины, по которой ты должен проводить все время у Магида, когда я содержу тебя. Я прямо сейчас пойду к нему и скажу все, что об этом думаю!»
— Я должен содержать зятя, пока он учит Тору, — начал возмущенную речь реб Борух, обращаясь к Магиду. — Я-то свою часть уговора исполняю, а вот он не торопится. Вместо того чтобы учиться, он едет в Чернобыль. Если это будет продолжаться, я отказываюсь содержать его! Вот скажите мне, вы считаете, это правильно, что молодежь проводит здесь все свое время, когда родители платят за их учебу?
Рабби Нохум с улыбкой ответил:
— Я расскажу вам историю. Во времена Святого Храма жил один еврей, который никогда в своей жизни не бывал в Иерусалиме! У него всегда находились для этого объяснения. Он убеждал себя в том, что может быть хорошим евреем, оставаясь дома. Нет необходимости, думал он, посещать Иерусалим даже в дни праздников Песах, Шавуот и Суккот, когда этого прямо требует заповедь. И вот однажды этот еврей — он был уже довольно пожилым — ненамеренно нарушил закон Субботы, а в этом случае ему полагалось совершить жертвоприношение. У него не осталось выбора — пришлось идти в Иерусалим, чтобы искупить свой грех. В пути ему пришлось нелегко: в Иерусалиме он ни разу не был и то и дело спрашивал дорогу у встречных путников. Все, кого он встречал, не могли поверить в то, что слышали. «Ты что, никогда не был в Иерусалиме? Как такое возможно: в твои-то годы ни разу там не побывать?!»
В конце концов он добрался до Иерусалима. Приближаясь к Храмовой горе, он ощущал все больший восторг от того, что взойдет на нее и увидит Святой Храм. Но и тут все было не так просто: он не знал, как попасть к Храму, и спрашивал у прохожих, куда ему идти. И вновь все, к кому он обращался, удивленно восклицали: «Ты не был в Храме?! В твоем-то возрасте!»
И вот он приблизился к Храму, вошел во внутренний двор, где коэны готовили приношения к сожжению. Увиденное его потрясло. Неужели перед ним был тот самый Святой Храм, о котором он так много слышал? Да это, скорее, похоже на скотобойню! Коэны сновали из стороны в сторону, повсюду текла кровь… Еврей не знал, что нужно делать для того, чтобы совершить жертвоприношение, и стыдился своего невежества.
И тогда он решил обратиться к первосвященнику. Его подвели к человеку, одетому в прекрасные одежды. Еврей ожидал увидеть величественного старца, поэтому крайне удивился при виде стоявшего перед ним молодого человека. Смутившись из-за казавшегося ему отсутствия атмосферы святости и возвышенности, он спросил первосвященника: «Чем же уникально это место? И что отличает тебя, первосвященника, от обычного человека? Для чего люди приходят в Храм трижды в год?» Первосвященник ответил вопросом на вопрос:
— А для чего пришел ты?
— Я случайно согрешил.
— И за все эти годы ты согрешил впервые?
— Да, — уверенно ответил пожилой еврей.
Взглянув на драгоценные камни, украшавшие его нагрудную пластину (хошен), в которых были видны светящиеся буквы, первосвященник вновь задал вопрос:
— А что было в прошлом году, когда ты дал ложную клятву при заключении сделки?
— Да, действительно, — вспомнил еврей, — я и позабыл о ней.
Посмотрев на хошен еще раз, коэн ответил: «Однажды ты, будучи в одиночестве, поддался соблазну, верно?»
И тогда еврей понял, что первосвященник может перечислить все грехи, совершенные им за всю жизнь. «Хватит, прошу! — взмолился он. — Ни слова больше! Теперь я понял, почему должен приходить в Храм трижды в год! Святость этого места поднимает дух человека; если бы я приходил сюда все эти годы, то грешил бы меньше!»
Магид закончил свой рассказ. Реб Борух стоял, раскрыв рот от удивления. Грехи, которые упомянул Магид, он тоже когда-то совершил! Придя в себя, тесть Велвла крикнул: «Ребе, больше ничего не говори! Я понял, почему мой зять и остальные евреи приходят сюда!» Реб Борух также стал верным последователем Магида и с тех пор приезжал в Чернобыль вместе с зятем.
Биографическая справка:
Рабби Менахем Нохум, знаменитый Магид из Чернобыля (1730-1787) был последователем Баал Шем Това и самым близким учеником Магида из Мезрича. Автор труда «Ми’Ор Эйнаим».
На основе рассказа из книги Аврома Бараша «Гут вох»
Иерахмиэль Тильс