Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
19.02.2014
Фоссано — небольшой городок в регионе Пьемонт на севере Италии, расположенный у подножия Альп, неподалеку от горного перевала, разделяющего Италию и Францию. Весной 5556 (1796) года городок стал ареной боевых действий. Революционная Франция вела войны со своими соседями, стремившимися восстановить в Париже старый порядок.
В эти дни 27-летний французский генерал по имени Наполеон Бонапарт был назначен главнокомандующим французской армией в Италии. Предыдущие атаки на противников были отражены, и французы надеялись на то, что молодой энергичный генерал вдохнет в военную кампанию новую жизнь. Так и случилось: под началом Наполеона французские войска одерживали одну победу за другой.
Накануне Песаха французская армия окружила Фоссано и начала атаку на город. Обстрелы продолжались почти каждый день. Население несло большие потери, городской инфраструктуре был нанесен значительный ущерб. Тем не менее город французам не сдавался.
В разгар осады наступил Песах. Несмотря на осадное положение, евреи Фоссано были полны решимости сесть за праздничный стол и встретить «праздник свободы» в радости и веселье.
Для евреев неделя Песаха и в мирное время была сложным и опасным периодом. В эти дни ненависть соседей-христиан нередко достигала своего пика: именно в Песах против евреев выдвигались самые дикие обвинения, включая кровавые наветы, утверждавшие, что они используют кровь христиан для выпечки мацы. Любого, даже самого незначительного повода зачастую было достаточно для того, чтобы вспыхнул погром. Неудивительно, что евреи Фоссано тревожились в эти дни не меньше остальных жителей города. Но с наступлением Песаха евреи мирно отпраздновали два седера, и местных христиан это немало разозлило.
Конечно, евреев тут же обвинили в том, что они радуются успеху врага. Этот слух быстро облетел все христианское население Фоссано. Сплетники утверждали, что евреи радуются победе Франции... и наверняка подают французской армии тайные сигналы! Лидеры еврейской общины понимали, в какое опасное положение попали все евреи Фоссано, и обратились за защитой к старейшинам города. Но те были заняты обороной и не могли отправить в местное гетто солдат, чтобы те защитили евреев.
В четвертую ночь Песаха противник вновь открыл огонь по городу. На этот раз снаряды били в цели с убийственной точностью. По счастливой случайности ни один из снарядов не долетел до гетто. Еврейским кварталом называли длинную узкую улицу неподалеку от городской стены. Казалось, что снаряды пролетали прямо над ней и находили свои цели на других улицах Фоссано. Теперь провокаторам ничего не стоило начать травлю «вероломных» евреев. В конце концов, победить французов было не так просто, не то что беззащитных евреев.
Вооружившись чем попало, толпа горожан ринулась в еврейский квартал. Сопротивления им никто не оказал, поскольку жители гетто оставили свои дома и нашли укрытие в синагоге: там им и пришлось обороняться от нападавших, чье численное превосходство приводило в ужас. Зная, что шанса отбить атаку у них нет, евреи могли лишь молиться о чуде спасения от неминуемой расправы.
В это время толпа ворвалась в гетто. Разъяренные жители города взламывали дома и склады, грабя все, что попадалось им на глаза. Но этого оказалось недостаточно: горожане жаждали еврейской крови. Толпа направилась к синагоге, расположенной в конце улицы на последнем этаже здания. Узкая лестница заканчивалась маленьким коридором, который вел к дверям синагоги, где собрались все члены еврейской общины в ожидании кровавого погрома. И вот толпа врывается в синагогу, взбегает по лестнице и оказывается в коридоре…
Внезапно раздался страшный треск. Выпущенный французской армией снаряд пробил стену синагоги и попал в тот самый коридор, упав на пол аккурат перед горожанами. Те тут же бросились наружу, многие по дороге оставляли награбленное.
Для евреев Фоссано это было настоящим чудом: спасение наступило в тот самый момент, когда, казалось, их судьба уже предопределена.
Попавший в синагогу снаряд не нанес зданию серьезного ущерба, словно был выпущен только для того, чтобы спугнуть толпу погромщиков и спасти евреев. Вскоре французская армия захватила Фоссано, и евреи почувствовали себя в безопасности. А старейшины еврейской общины постановили, что ежегодно в четвертый день Песаха евреи Фоссано должны устраивать особый праздник в честь чудесного спасения. Более того, было решено, что зияющую в стене синагоги дыру евреи заделывать не будут. На ее месте соорудили окно, по краю которого золотом выгравировали надпись на иврите, называющую его свидетельством «Чуда со снарядом».